19.12.2003

Найти деньги на транспортную стратегию поручено Минтрансу



Ольга Проскурнина
Александр Беккер

         Правительство Михаила Касьянова вчера размышляло, как к 2025 г. решить самую главную проблему России. Министерство транспорта доложило, что для избавления страны от плохих дорог в отрасль нужно инвестировать 4% ВВП ежегодно, но не объяснило, где взять деньги. Кабинет поручил чиновникам прояснить эту деталь к февралю.

        "Если мы не приложим усилий по развитию транспортной инфраструктуры, то не сможем достичь хороших темпов роста экономики", - проинформировал вчера подчиненных Касьянов, открывая обсуждение проекта "Транспортная стратегия России". Без модернизации отрасли она будет создавать угрозу торможения роста ВВП, пояснил премьер.

        По замыслу Минтранса, готовившего стратегию, к 2025 г. в России появится "единая опорная транспортная сеть без разрывов и узких мест". "Восемь из десяти российских семей смогут активно пользоваться автомобилем (против нынешних пяти) , а показатель числа погибших на 1000 автомобилей снизится на 50% (сейчас - 1,2; в развитых странах - 0,3) ", - говорится в документе. При этом индекс роста транспортных тарифов не превысит 0,8 - 0,9 от уровня инфляции против 1,1 в 2003 г.

        Ранее министр транспорта Сергей Франк говорил, что реализация стратегии потребует ежегодных вложений в размере $20 млрд. Непосредственно на заседании правительства министром была названа другая цифра - 4% ВВП ($17,4 млрд в ценах 2003 г. ). Он предложил удвоить к 2010 г. финансирование федеральной целевой программы "Модернизация транспортной системы России" до 600 млрд руб. По словам Франка, оптимальная пропорция финансирования такова: до 30% - из бюджета и 70% - из внебюджетных источников (в частности, за счет предоставления концессий частным компаниям). По данным Госкомстата, в первом полугодии 2003 г. инвестиции в транспорт составили 112,6 млрд руб.

        В стратегии названы 24 приоритетных транспортных проекта. В их числе развитие сети автомобильных дорог и мостовых переходов, в частности через Волгу, завершение в 2004 г. создания самой протяженной в мире Транссибирской автомагистрали (10 000 км) от Владивостока до Бреста. Планируется также ввести в эксплуатацию кольцевую автодорогу вокруг Санкт-Петербурга, модернизировать и построить северные автомагистрали "Колыма", "Лена", Салехард - Новый Уренгой - Сургут, Якутск - Вилюй - Мирный - граница Иркутской области и проч.

        Кабинет отправил стратегию на доработку до февраля. Руководитель департамента правительственной информации Алексей Горшков говорит, что вместе с окончательным вариантом стратегии Минтранс должен внести в правительство план мероприятий по ее реализации, согласованный с МПС и другими ведомствами.

        Эксперты критикуют творение Минтранса за оторванность от жизни. "Непонятно, откуда возьмутся 70% [частных инвестиций в отрасль], - недоумевает директор Института энергетической политики Владимир Милов, привлекавшийся Минтрансом в качестве эксперта при подготовке стратегии. - Длительная окупаемость, а часто и неокупаемость инфраструктурных проектов, большие риски и высокая капиталоемкость сдерживают частных инвесторов". А председатель комиссии по промышленной политике Совета Федерации Валентин Завадников констатирует, что стратегия Минтранса совершенно обходит вопрос о стимулировании инвестиционного процесса в отрасли. " Чиновники от транспорта продолжают выполнять функцию, которую им, согласно Конституции, никто не поручал - там нет обязательств по поддержанию государством транспортной инфраструктуры", - возмущается сенатор. "Если мы говорим о готовности к строительству платных автодорог, то почему частным компаниям запрещается строить, например, нефтепровод на Мурманск? " - добавляет Милов.

        "Структура российской экономики, унаследованная от СССР, транспортоемкая: по обширной территории разбросаны миллионные города, в которые надо завозить много топлива и материалов", - говорит главный экономист "Тройки Диалог" Евгений Гавриленков. Признавая возможную пользу от транспортной стратегии в российских условиях, он отмечает, что 4% ВВП, о которых говорит Минтранс, превышают расходы на оборону и любую другую статью бюджета.



Источник: Ведомости