22.12.2003

"Шанхайские авто" против "Голубой звезды"



Александр БЕЗЛЕПКИН

Ослабление мирового автопрома сделало китайские государственные компании главными претендентами на покупку продаваемого за долги корейского автопроизводителя Ssangyong. Даже в условиях соперничества с General Motors и Renault.

Корейский автостроитель Ssangyong был выставлен на продажу в 2000-м, после того как владевшая им группа Daewoo распалась под тяжестью $80-миллиардного долга. Товаром заинтересовались иностранцы. И в первую очередь те, кто уже начал осваиваться на местном рынке, - GM и Renault. Однако GM Daewoo, корейское детище крупнейшего в мире автопроизводителя, несмотря на все выгоды использования его зарубежных торговых сетей, так и не смогло прочно встать на ноги. Прежде всего из-за катастрофического падения внутреннего потребительского доверия. Другой "двуглавый" бренд, Renault Samsung, исчерпав эффект введения новых моделей, столкнулся в ноябре с перепроизводством и падением оборотов. И даже был вынужден на шесть дней остановить конвейер. Как выразился аналитик корейской компании Dongwon Securities Сунг Мун Су, "если бы они слились с другой страдающей компанией вроде Ssangyong Motor, сотрудничество неизбежно получилось бы ограниченным".

Так же рассудили и кредиторы Ssangyong. И сделали ставку на предложение, прозвучавшее из соседнего Китая. Самый быстрый в мире рост продаж и обещанное после вступления в ВТО снижение импортных пошлин на автомобили с нынешних 30-40% до 25% к 1 июля 2006 года поставили эту страну в особое положение на мировом авторынке. Кредиторов не смутил даже тот факт, что претендентом оказалась химическая компания Blue Star. Правда, по ее собственному утверждению, крупнейшая в Китае. Но единственное, что связывало ее до сих пор с автомобильной индустрией, - это принадлежащая ей сеть авторемонтных мастерских. Теперь за $1,5 млрд ей предстояло приобрести 55,4% акций Ssangyong, построить в Китае сеть распространения и стать импортером 200 тыс. спортивных автомобилей ежегодно - этот сектор лидирует на китайском рынке так же, как Китай на мировом. К тому же это стало бы первым случаем приобретения представителем Китая зарубежного предприятия автомобильной отрасли.

Однако оказалось, что у намеченного слияния есть препятствие. И связано оно не с тем, что компания непрофильная, а с тем, что она государственная. Для приобретения зарубежных активов ей необходимо получить одобрение китайского Министерства коммерции, Государственной комиссии по развитию и реформам и Государственной комиссии по управлению и надзору за активами. То обстоятельство, что к моменту заключения договора еще не были собраны все необходимые санкции, поначалу не очень смущало. "Мы не были бы здесь, если бы не получили отмашку китайских властей, - уверяли представители Blue Star. - И соберем к концу января все бумаги".

В том, что проблема выходит за рамки обычной волокиты, корейскую сторону убедило неожиданное появление второго претендента - Shanghai Automotive Industry. Его данные выглядели убедительнее. Крупнейшая в Китае автомобильная компания Shanghai Auto, развивающая совместное производство с GM и Volkswagen, владеет с прошлого года 10% корейской GM Daewoo и уже начала использовать дизайн и технологии Daewoo в своих новых моделях. Однако главное преимущество шанхайской фирмы - заявленное ею притязание на исключительное право использования бренда и технологий Ssangyong, будто бы предоставленное ей правительством Китая. А это уже дает ей перевес даже при менее выгодных для кредиторов Ssangyong условиях сделки.

По мнению Сунг Мун Су из Dongwon Securities, ни один из китайских вариантов не принесет Ssangyong такого быстрого выздоровления и роста экспорта, какого можно было бы ожидать при поверхностном знакомстве со статистикой. Вмешательство бюрократического фактора и вовсе способно превратить корейские надежды в мираж.

Источник: Известия