22.12.2003

Терминал в Батарейной не нужен? . Власти Ленобласти поставили под сомнение один из главных проектов "Сургутнефтегаза"



Александр Тутушкин
Анатолий Темкин

         Власти Ленинградской области поставили под сомнение многолетний проект "Сургутнефтегаза" по строительству нефтепродуктового терминала в бухте Батарейная на Балтике. Официально нефтяная компания не отказывается от своих планов и продолжает утверждать, что терминал будет построен. Однако в этом сомневаются и аналитики.

        "Сургутнефтегаз" контролирует нефтяные запасы в объеме около 2,5 млрд т. В 2002 г. компания добыла 49,2 млн т, на этот год запланирован рост свыше 10%. Выручка за прошлый год, согласно отчету по РСБУ, составила 200 945 млн руб. , чистая прибыль - 49 524 млн руб. Капитализация компании в РТС в пятницу составила около $24 млрд.

        Право строить и эксплуатировать терминал для экспорта нефтепродуктов в бухте Батарейная "Сургутнефтегаз" получил от Минтранса еще в 1996 г. Стоимость первой очереди терминала пропускной способностью 7,5 млн т в год оценивалась тогда в $320 млн, а весь проект был рассчитан на 15 млн т и требовал $600 млн инвестиций.

        Для его финансирования правительство выделило компании дополнительные квоты на экспорт 6 млн т нефти в 1996 г. и еще 4 млн т - в 1997 г. В этом же году состоялась торжественная закладка терминала, но строительство, как говорят в обладминистрации, так и не началось.

        А на прошлой неделе вице-губернатор Ленинградской области Григорий Двас заявил "Интерфаксу", что считает нецелесообразным строительство нефтепродуктового терминала в бухте Батарейная. По его мнению, в ближайшее время в портах на территории области будут построены аналогичные объекты, поэтому большой потребности в терминале "Сургутнефтегаза" нет.

        Чиновники не скрывают своего раздражения тем, что компания так затянула свой проект. "Мы много лет ждем, когда же начнется строительство в Батарейной. Компания не отказывается от него, но и ничего не делает. Значит, нет новых рабочих мест, не растут налоговые поступления", - сетует сотрудник областного правительства.

        В Минтрансе дают иное объяснение позиции областного правительства. "Они [обладминистрация] лоббируют собственный проект терминала в Вистино, поэтому и ополчились на Батарейную, - сказал "Ведомостям" чиновник министерства. - Но Вистино не входит в утвержденную генеральную схему портов, а Батарейная входит, и этого пока никто не отменял".

        Один из чиновников регионального правительства пояснил "Ведомостям", что область действительно поддерживает проект терминала в бухте Вистино близ Усть-Луги. "Там находилась военно-морская база, и есть готовый подходный канал, поэтому решено за счет средств областного бюджета спроектировать терминал и предложить проект какой-либо из нефтяных компаний", - говорит чиновник. По его словам, в конце сентября областное правительство объявило конкурс на проектирование терминала предполагаемой мощностью 5 млн т в год стоимостью от $50 млн до $150 млн. Итоги конкурса, говорит он, будут подведены в самое ближайшее время.

        В протоколе, подписанном гендиректором "Сургутнефтегаза" Владимиром Богдановым и губернатором Валерием Сердюковым в апреле этого года, сказано, что строительство терминала в Батарейной начнется в этом году и завершится в следующем одновременно со сдачей в эксплуатацию комплекса глубокой переработки нефти на Киришском НПЗ. Однако источник, близкий к "Сургутнефтегазу", сказал "Ведомостям", что в ближайшее время компания вряд ли будет активизировать работы в Батарейной. По его словам, сейчас более актуально совместное с "Роснефтью" строительство НПЗ и экспортного терминала в районе Приморска. Поскольку это тоже Ленинградская область, у администрации нет оснований для недовольства "Сургутнефтегазом", считает собеседник "Ведомостей".

        Аналитик "Тройки Диалог " Валерий Нестеров не уверен в перспективах многочисленных проектов по строительству терминалов, поскольку не ожидает такого роста экспорта нефтепродуктов, как в последние два года. "На перспективы Батарейной я смотрю с некоторым пессимизмом", - признается он. Примерно того же мнения и Стивен Дашевский из "Атона". Он допускает, что какие-то из существующих четырех проектов строительства нефтепродуктовых терминалов в Ленинградской области так и останутся на бумаге.



Источник: Ведомости