23.12.2003

Год новых иномарок . В 2003 г. их продажи почти удвоились



Елена Виноградова

         В 2003 г. Россия пережила настоящий бум продаж новых иномарок. Продажи выросли почти в два раза, в то время как продажи новых отечественных автомобилей стабилизировались, а подержанных иномарок - и вовсе снизились. По прогнозам экспертов, в следующем году тенденция сохранится: все больше россиян отдаст предпочтение продукции западных автоконцернов.

        Аналитики, производители и продавцы подводят итоги года на российском авторынке. По оценке PricewaterhouseCoopers, в 2003 г. будет продано 1,495 млн автомобилей, что почти на 80 000 больше результата 2002 г. При этом машины обходятся россиянам все дороже - если в прошлом году они потратили на покупку автомобилей $10,417 млрд, то в этом - $12,285 млрд.

        По данным партнера PWC Стенли Рута, продажи импортных автомобилей в 2003 г. в количественном выражении выросли на 45% - до 170 000 машин. Рост в денежном выражении, по его оценке, выглядит чуть скромнее: в этом году иномарок будет продано на $3,46 млрд против $2,67 млрд в прошлом. При этом рост продаж иномарок серьезно опережает некоторые прежние прогнозы. Осенью 2002 г. аналитический центр DRI WEFA в прогнозе развития восточноевропейской автомобильной промышленности указывал, что в 2003 г. продажи новых импортируемых машин в России составят 120 000 единиц и только к 2006 г. превысят 140 000.

        Если учитывать продажи автомобилей иностранных брэндов, собранные на территории России, динамика рынка впечатляет еще больше. Валерий Тараканов, руководитель отдела маркетинга "Рольф-холдинга", эксклюзивного дистрибьютора Mitsubishi в России, считает, что вместе с "Шеви-Нивой" в этом году в стране продано 210 000 иномарок. По данным Тараканова, в 2002 г. продажи составляли 110 000 автомобилей, т. е. рост составил 90%. Он считает, что помимо очевидного повышения благосостояния населения на рост продаж иномарок позитивно влияют и другие факторы. "Из-за падения доллара многие стремятся побыстрее купить новую машину. Кроме того, существенную роль сыграли кредитные программы: за два с половиной года ставки снизились с 16 - 18% годовых в валюте до 9 - 10% годовых", - говорит Тараканов.

        А вот у отечественного автопрома и торговцев подержанными машинами нет причин радоваться - их доля рынка снижается. Наталья Загвоздина из "Ренессанс Капитала" прогнозирует, что продажи отечественных автомобилей в этом году снизятся на 7,5% до 822 000 автомобилей (без учета экспортных программ "АвтоВАЗа"). Правда, по данным Елены Сахновой из ОФГ, по итогам года продажи отечественных машин все-таки несколько возрастут - на 3% по сравнению с 2002 г.

        По оценке сотрудника "АвтоВАЗа", продажи завода в 2003 г. превысят уровень прошлого года, а в 2004 г. рост продолжится: дилеры должны будут получить 664 650 автомобилей. А на официальном сайте "АвтоВАЗа" указано, что за 11 месяцев 2003 г. на внутреннем рынке Тольяттинский автозавод продал в розницу более 560 000 автомобилей, что на 12 000 больше уровня соответствующего периода 2002 г. В то же время, по данным Международной ассоциации дилеров (МАД) "АвтоВАЗа", по состоянию на середину декабря на площадках дилеров Тольяттинского завода оставались 60 000 - 65 000 нераспроданных автомобилей.

        Кроме того, впервые с 2000 г. в России упали продажи подержанных иномарок - по данным PWC, по итогам года в России будет продано 400 000 таких авто против 447 000 в 2002 г. - почти на 50 000 больше. В стоимостном выражении продажи подержанных иномарок в 2003 г. составят $4 млрд против $4,213 млрд в 2002 г.

        Тенденции, появившиеся на автомобильном рынке в этом году, перейдут в следующий, уверены аналитики.

        Тараканов считает, что в следующем году будет продано 315 000 иномарок (с учетом "Шеви-Нивы") , т. е. рост составит 50%. По его мнению, замедление темпов роста будет связано с подорожанием автомобилей, вызванным ростом курса евро. Вячеслав Смольянинов из "НИКойла" с ним не согласен. Он полагает, что в следующем году продажи иномарок будут расти не менее динамично. Причем больше всего вырастут продажи иномарок, собранных в России. "Я считаю, можно ожидать 100% -ного роста их производства", - считает Смольянинов.

        "Отечественные" иномарки, несомненно, будут отбирать потребителя у отечественных автомобилей", - соглашается Загвоздина из "Ренессанса". Смольянинов считает, что доля отечественных автомобилей в 2004 г. может снизиться с 61% до 55 - 56%. Продажи подержанных иномарок останутся на том же уровне или упадут до 380 000 автомобилей, полагает Загвоздина.

        Компании, чья деятельность во многом обеспечила хорошую статистику в этом году, строят оптимистичные прогнозы на следующий. Оксана Хартонюк, PR-менеджер Ford Motor, говорит, что продажи автомобилей Ford за год выросли на 300% - более чем до 20 000 автомобилей. Окончательный производственный план будет утвержден только в середине января, но уже сейчас понятно, что в 2004 г. будет продано не менее 26 000 автомобилей, отмечает она. Toyota в этом году также продаст более 20 000 автомобилей, перевыполнив план, сообщили в российском офисе японской компании. В следующем году Toyota планирует продать в России уже 30 000 автомобилей. Валерий Тараканов говорит, что "Рольф-холдинг " увеличил продажи Mitsubishi в 2003 г. более чем в два раза - до 17 500 и ждет, что, по самым осторожным прогнозам, в 2004 г. продажи этой марки вырастут не менее чем на 5000 автомобилей.



Источник: Ведомости