23.12.2003

Опасный рост . Zara открывает магазины слишком быстро



Марк Бересфорд

         МАДРИД - Количество магазинов Zara растет с опережением планов. Но инвесторов это скорее пугает, чем радует, а потому курс акций владеющей знаменитой маркой компании Inditex снизился в этом году на треть.

        Испанская компания Inditex, которой принадлежит брэнд Zara, утверждает, что в текущем году открыто не 360, как планировалось ранее, а 380 магазинов Zara. На открытие новых магазинов в текущем финансовом году компания израсходовала $746 млн.

        Такой размах напугал инвесторов, и в результате в текущем году курс акций Inditex снизился на 30%. Снижение курса акций повлекло за собой снижение прибыли - по итогам III квартала прибыль упала на 10%.

        "Им надо медленнее расширяться, - считает Кит Уиллз, аналитик розничного рынка из Golden Sachs. - Они слишком быстро растут".

        Чтобы обеспечить успешную работу новых точек, компании необходимы стабильные и высокие результаты. По словам генерального директора Inditex Хосе Мариа Кастеллано, чтобы сохранить прибыльность операций, сопоставимые продажи компании должны вырасти в 2004 г. на 6%. Аналитики полагают, что курс акций восстановится до прежних значений лишь при условии, что компании удастся добиться устойчивого роста продаж.

        "Если Inditex сумеет обеспечить такой рост продаж, показатели прибыли в будущем году могут восстановиться в прежних значениях, - говорит Уиллз. - Однако сейчас их финансовые перспективы выглядят довольно туманно. Они почти не оставили себе свободы маневра". Пока же по итогам III квартала Inditex зафиксировала снижение сопоставимых продаж в магазинах, открытых годом ранее, на 4%.

        Сейчас компании Inditex принадлежит более 1900 магазинов, работающих в 48 странах под вывесками Zara, Massimo Dutti, Bershka, Oysho, Stradivarius и Pull & Bear. При этом основные операции компании сосредоточены на европейских рынках. В компании, которая контролирует 10% рынка моды у себя в Испании, связывают большие надежды с деятельностью на зарубежных рынках, где ей пока удавалось поддерживать относительно высокие цены.

        Между тем конкуренты Inditex в лице таких компаний, как, например, шведская Hennes & Mauritz или испанская Mango, имеют возможность оказывать на испанскую компанию весьма ощутимое ценовое давление. Оба конкурента выиграли из-за снижения курса доллара, поскольку именно в этой валюте ведут расчеты со своими азиатскими поставщиками.

        В отличие от них Zara производит около 80% тканей и одежды в Европе, и главным образом на своих предприятиях в Испании.

        Собственно, производство прямо на рынках сбыта и было одним из секретов привлекательности Inditex, позволявшим ей чутко реагировать на изменения конъюнктуры рынка. Весь путь новой модели от эскиза до прилавка занимает в компании не больше месяца. В 2001 г. , когда Inditex провела первичное размещение своих акций на Мадридской фондовой бирже, она обещала инвесторам, что сумеет поддерживать ежегодный рост прибыли на уровне 20%.

        Стратегия, обеспечивавшая испанской компании безусловное преимущество перед конкурентами, теперь ее же и топит. Конечно, таким конкурентам, как корпорация GAP или H&M, требуется порой до полугода, чтобы новый товар попал на полки магазинов. Однако из-за снижения курса доллара их производство становится дешевле, а цены на товар - более конкурентными. В результате Inditex пришлось в этом году снизить цены на таких рынках, как Германия и Италия. (WSJ, 22. 12. 2003, Екатерина Кудашкина)



Источник: Ведомости