24.12.2003

Премия Ч. Вручены последние театральные награды 2003 г.



Олег Зинцов

         Премия "Чайка" в восьмой раз подтвердила свою репутацию самой субъективной из театральных наград. Наверное, можно считать ее и самой гламурной - если судить по плотности артистического бомонда на прошедшей во МХАТе им. Чехова церемонии. А также самой молодежной - это уже по составу призеров.

        Иначе говоря, "Чайка" заняла свою нишу среди театральных наград, немногие из которых могут похвалиться четкостью критериев. Тут, по крайней мере, понятно, что приветствуются молодость и умение понравиться аудитории, которая неплохо представляет, что такое канал MTV, читает, скажем, журнал "Афиша", а про журнал "Театр" в лучшем случае знает, что это редкое занудство.

        "Чайка" борется с занудством даже в названии номинаций: лучшая мужская или женская роль, режиссура - все это кажется организаторам таким скучным. У "Чайки" номинации называются бодро, по-кавээнному: "Улыбка М", "Улыбка Ж", "Маска Зорро" и далее в том же духе. Награждают в основном артистов: за сольные достижения, игру в дуэте и в команде, за лучшее изображение злодейства - градаций, словом, великое множество.

        В таком же неформальном стиле проходит и церемония. По яркости красок на сцене она напоминает телестудию ( "Чайку" учредили авторы когда-то выходившей на ТВ-6 программы "Театральный понедельник"). А по текстам ведущих (актер Игорь Золотовицкий и креативный продюсер премии Екатерина Коновалова) - непринужденные шутки в дружеской компании. В этом году Игорь Золотовицкий начал церемонию с того, что, проводив со сцены исполнительниц первого музыкального номера, поинтересовался у зала: "Вы не заметили, как ужасно эти девушки пели под фонограмму? " После чего разразился тирадой о том, что сегодня не время сюсюкать и умиляться, говорить надо жестко и невзирая на лица, - но тут сцена разверзлась у Золотовицкого под ногами, ведущий скрылся под полом, и настал черед объявления лауреатов.

        Лидером по числу номинаций оказалась "Двенадцатая ночь" в постановке Деклана Доннеллана (шесть позиций, включая, шутки ради, "Обольстительную женщину" - в спектакле играют одни мужчины). Следом шли "Пленные духи" Центра драматургии и режиссуры (пять номинаций) и "Демон" "Товарищества 814" (четыре номинации). Можно, конечно, полюбопытствовать, где, к примеру, "Вишневый сад" Эймунтаса Някрошюса? Но это к вопросу о субъективности. Не хотели - не заметили главный спектакль сезона: во всем "Вишневом саде" "Чайка" углядела одну только роль Ани, включив юную актрису Юлию Марченко в номинацию "Прорыв".

        Собственно парад победителей целиком выглядит так: артисты Наталья Швец ( "Демон") , Виктория Исакова и Павел Деревянко ( "Вий" в Театре им. Пушкина) , Александр Феклистов ( "Двенадцатая ночь") , Чулпан Хаматова ( "Мамапапасынсобака" в "Современнике") , Амалия Гольданская и Григорий Сиятвинда ( "Свойства страсти", компания "Театральное дело Гольданских") , Александр Лазарев ( "Плач палача" в "Ленкоме") , Ирина Гринева ( "А. - это другая" в Центре драматургии и режиссуры) , Александр Устюгов ( "Тень" в РАМТе) , Александр Леньков ( "А. - это другая") , вся команда спектакля "Пленные духи" и персонально Анатолий Белый. А также художники Олег Шейнцис (сценография спектакля "Плач палача") и Мария Данилова (костюмы к "Доходному месту" в "Сатириконе") , гример Надежда Анпилова ( "Дама! Дама! Еще дама! " в Театре им. Моссовета) , авторы музыкального оформления "Двенадцатой ночи" Владимир Панков и Александр Гусев, режиссер Нина Чусова ( "Вий") , продюсер Анатолий Полянкин ( "Сатирикон") и критик Роман Должанский ( "Коммерсант"). То есть главный принцип - "молодежность" - за несколькими исключениями соблюден.

        У "Чайки", впрочем, есть еще почетная номинация "Патриарх" (в этом году - Лев Додин) - надо полагать, чтобы молодость знала, жизнь в искусстве строить с кого.



Источник: Ведомости