24.12.2003

Нестандартный экспорт . Чиновники ищут контракты для машиностроителей



Александр Беккер

         Минэкономразвития придумало нестандартный способ продвижения на китайский рынок продукции отечественного машиностроения. Российские и китайские чиновники свели в Пекине потенциальных партнеров из обеих стран и обещали им господдержку в случае заключения контрактов. Предпринимателям такой метод убеждения понравился.

        В конце прошлой недели по инициативе Минэкономразвития и российского торгпредства в Китае в Пекине был проведен необычный семинар. Российские чиновники, их коллеги из Министерства коммерции, страховой компании Sinosure и Эксимбанка Китая пригласили на него представителей более десятка компаний двух стран и региональных властей.

        Товарооборот России и Китая в 2002 г. составил $11,93 млрд, доля продукции машиностроения - 20,1%. За 11 месяцев этого года товарооборот вырос на 31,6% до $14,31 млрд. Доля машиностроения упала до 13,1% , при этом объем поставленной машиностроительной продукции за январь - ноябрь снизился к прошлому году на 21,5%. Ноябрь оказался самым провальным - минус 47,3% к ноябрю 2002 г.

        По словам замруководителя департамента Минэкономразвития Дмитрия Некрасова, для участия в семинаре отбирались компании с зависшими проектами и потенциальные новые партнеры. Первым чиновники обещали бюджетные госгарантии и субсидирование процентных ставок по кредитам, а также ускорение процедур таможенного оформления и сертификации товаров. Вторым предлагали совместные проекты на территории третьих стран. После этого предприниматели уже вели переговоры между собой.

        Первым результатом пекинского эксперимента стало решение Заволжского моторного завода (ЗМЗ) подписать в январе с компанией Naveco (по 50% акций которой принадлежат китайской компании Yuejin Motor и итальянской Iveco) контракт на поставку в Китай в 2004 г. 3000 - 5000 двигателей российского производства для грузовиков Iveco. По словам директора по продажам ЗМЗ Александра Лбова, поставки по контракту на десятки миллионов долларов начнутся в марте, а в последующие годы в Китай будут поставляться 10 000 - 15 000 двигателей. Встречные интересы Китая учтены в другом проекте: ЗМЗ создаст СП с заводом двигателей в Куньмине по производству в Китае дизельных двигателей (до 100 000 штук в 2008 г. ).

        Российский торгпред в Пекине Сергей Цыплаков считает перспективным сотрудничество компании "Техномол" с китайской компанией "Туфан" и НИИ сельхозмашиностроения КНР. Российские заводы по переработке сои привлекут китайские инвестиции ($4 млн на один завод) , а их продукция будет поставляться в третьи страны. С 1994 г. из-за отсутствия денег у России заморожен проект строительства моста Благовещенск - Хэйхэ. Теперь, по словам Цыплакова, китайцы решили целиком взять на себя финансирование строительства.

        Замдиректор "Ингеокома" Илья Маковский говорит, что китайская корпорация "Ситик" предложила его компании совместно участвовать в тендерах по строительству метро в третьих странах. "У нас хорошие технологии, у китайцев - длинные инвестиции, - говорит Маковский. - Если они готовы вложить $160 - 250 млн в год, мы способны осуществить 4 - 5 км проходки". Первые возможные проекты "Ситика" и "Ингеокома" - метро в Индии и Узбекистане.

        Начальник управления "Илим Палпа" Денис Учаев общался с представителями целлюлозной корпорации (г. Дзямусы) и Международной корпорации целлюлозной промышленности Сыда. Он осторожнее других оценивает итоги семинара. "Нам нужны $300 млн для модернизации Усть-Илимского и Братского ЦБК, чтобы поставлять в Китай целлюлозу. Но китайцы хотят развивать производство целлюлозы у себя. Поэтому нам еще предстоит искать баланс интересов", - говорит Учаев.

        "Времена, когда мы могли уговорить китайцев взять наши "железки", прошли, - констатирует торгпред Сергей Цыплаков, - [теперь китайцам] нужны встречные предложения". Руководитель международного департамента РСПП Александр Орлов также находит идею бизнес-семинаров удачной. "Сейчас по предоплате никто продукцию не покупает. Поэтому нашим предприятиям трудно конкурировать с западными компаниями, у которых условия кредитования значительно лучше", - говорит эксперт. Чиновники уже договорились повторить эксперимент. "Надо продолжать этот опыт", - уверен начальник европейского управления Минкоммерции Китая Сунь Юнфу.



Источник: Ведомости