24.12.2003

Жуликов было не так уж много . Путин насчитал 5 - 7 человек

.

Борис Грозовский
Анна Николаева

         На призыв ТПП зафиксировать итоги приватизации президент Владимир Путин ответил, что нарушали законы при приватизации всего 5 - 7 человек. Поэтому все остальные и так могут "спать крепким сном", но должны помнить о социальной ответственности. Бизнесмены же теперь гадают, кто эти пять подозреваемых.

        Вчера президент посетил заседание правления Торгово-промышленной палаты. После краткого вступительного слова Владимира Путина с докладом о социальной ответственности бизнеса выступил президент ТПП Евгений Примаков. Однако этой темой он не ограничился, сообщив президенту о встревоженности бизнеса темой пересмотра итогов приватизации. "Необходим запрет на пересмотр приватизации, если она была проведена по законам, действовавшим в то время", - резче обычного высказался Примаков, призвав государство гарантировать, что пересмотра не будет.

        Владимир Путин подробно отрецензировал это выступление. "Никакой кампании [по пересмотру итогов приватизации] не будет", - сказал он, но подчеркнул, что это не касается тех, кто не соблюдал закон. "Да, законы были сложными и запутанными, но соблюдать их было можно - вполне. Кто хотел, их соблюдал, - продолжил президент свою мысль. - Если 5 - 7 человек не соблюдали законы, это не значит, что все этого не делали". Этими злостными нарушителями Путин считает тех, "кто сознательно жульничали, ставили себя в лучшие условия, чем те, кто вел себя правильно". "Последние, может быть, и не столько заработали, но зато теперь спят крепким сном".

        При этом нескольким присутствующим отчего-то показалось, что Путин сказал о "5 - 7 тысячах нарушителей". Именно так передало слова президента, в частности, агентство "Прайм-ТАСС". А два участника встречи из числа лидеров "олигархических профсоюзов" в поисках правильной цифры не поленились по несколько раз слушать выдержки из выступления Путина в трансляции радио "Маяк" и "Эхо Москвы". И с облегчением убедились, что счет подозреваемых идет на единицы.

        Среди бизнесменов и аналитиков нет единства по поводу того, кто именно эти нарушители, которые "сознательно жульничали, ставя себя в лучшие условия по сравнению с другими". Имел ли Путин в виду ту самую "неустановленную преступную группу", в составе которой, по версии Генпрокуратуры, совершали преступления менатеповцы Михаил Ходорковский и Платон Лебедев, или он назвал количество "олигархов" из разных ФПГ.

        По мнению обеспокоенного президента РСПП Аркадия Вольского, слова Путина "прозвучали двусмысленно" и он не знает, кого конкретно имел в виду президент. "Олигархов значительно больше, а вот нефтяников действительно 5 - 7 человек", - говорит Вольский. А вот вице-президент РСПП Игорь Юргенс не воспринял президентские слова как угрозу - он думает, что преследование нарушителей законности закончится на "демонстрационном процессе, который идет в Басманном суде [по делу "ЮКОСа"]". Зампред правления "Интерроса" Андрей Бугров тоже не испугался: "Президент всего лишь сказал, что в ходе приватизации было несколько эпизодов, в которых не соблюдалось законодательство". "Наверное, Путин имел в виду залоговые аукционы - они еще при проведении вызывали большие сомнения", - полагает главный экономист ИК "Тройка Диалог " Евгений Гавриленков.

        Залоговые аукционы проводились в 1995 - 1996 гг. Победитель получал право выдать правительству кредит под залог находящихся в федеральной собственности акций. Если кредит не гасился за два года, залогодержатель продавал эти акции на конкурсе (в большинстве случаев своей же фирме). Таким образом были приватизированы пакеты акций компаний: "Норильский никель", "Сибнефть", "Сургутнефтегаз", "Северо-Западное пароходство", "ЛУКойл", "Сиданко", "Мечел", "Новолипецкий меткомбинат", "Мурманское морское пароходство", "Нафта-Москва", "ЮКОС", "Новороссийское морское пароходство", "Туапсинский морской торговый порт" и др.

        В приватизации любого из примерно 35 000 крупных и средних предприятий за время реформ можно найти нарушения законов, уверен завлабораторией проблем собственности Института экономики переходного периода Александр Радыгин. Одни распылили пакет, чтобы не выполнять инвестиционные условия, другие зарегистрировали фирму-покупателя по просроченному паспорту, третьи допустили процедурные нарушения, говорит исследователь.

        В правительстве же слова Путина восприняли как фигуру речи. "Никакого конкретного задания [по открытию новых дел] от президента исходить не сможет", - отмечает чиновник правительства. С оценками числа нарушений законов там не знакомы и полагают, что конкретные числа были названы президентом "лишь ради примера".



Источник: Ведомости