24.12.2003

Фондовый монстр



Михаил Оверченко

         Две крупнейшие фондовые биржи мира могут объединиться в супербиржу, торгующую ценными бумагами. Нью-Йоркская фондовая биржа (NYSE) и NASDAQ Stock Market провели предварительные переговоры о слиянии. В случае их объединения американский фондовый рынок может радикально измениться.

        Официальные переговоры о слиянии еще не начались, и сделка может не состояться. Поэтому представители всех сторон отказываются от комментариев. Между тем гендиректор NASDAQ Роберт Грэйфелд уже встречался с руководителями NYSE, чтобы обсудить возможное слияние бирж. Кроме того, о намерении проанализировать возможность объединения Грэйфелд сообщил председателю Комиссии по ценным бумагам и биржам США (SEC) Уильяму Доналдсону - об этом говорят люди, присутствовавшие при их разговоре.

        NYSE и NASDAQ - крупнейшие фондовые биржи США и мира, на первой торгуются акции около 6400 компаний, на второй - 3600. Средний дневной объем торгов на NYSE составляет сейчас около $38 млрд, на NASDAQ - $25 млрд. Сейчас на самой NYSE совершается 79,7% сделок с акциями зарегистрированных на ней компаний, еще 13,2% сделок с этими акциями совершается через NASDAQ. В случае объединения новая биржа практически станет монополистом по торговле акциями компаний, входящих в листинг NYSE. Это, конечно, может вызвать пристальное внимание антимонопольных органов. Зато Доналдсон, который сам в начале 1990-х возглавлял NYSE, является сторонником централизации торгов акциями.

        В чем может выражаться централизация, пока не очень ясно. Торги на NYSE и NASDAQ организованы по-разному. Как и 200 лет назад, на NYSE торги идут в биржевом зале: трейдеры выкрикивают заявки, а "сводят" их сотрудники фирм-маркетмейкеров ( "специалистов"). Если на заявку нет ответа, "специалисты" удовлетворяют ее за счет собственных средств.

        Электронная система NASDAQ обеспечивает быстроту исполнения заявок, а "разница в полсекунды может превратить прибыль в убыток и наоборот", говорит Грэйфелд. Он также отмечает, что информация о заявках сохраняется в компьютерах и это позволяет следить за чистотой сделок. Без такого контроля возможны злоупотребления, что и произошло на NYSE. "Специалисты" вмешивались в исполнение сделок - например, покупая акции на себя, а затем перепродавая их дороже. Регуляторы сейчас расследуют нарушения, из-за которых, по их оценкам, инвесторы потеряли около $155 млн. "В нашей собственной практике было так, что заявка, посланная [на NYSE] по более высокой цене, не была исполнена", - говорит главный экономист группы "Держава" Алексей Стародумов.

        Впрочем, назначенный недавно гендиректором NYSE Джон Тэйн является сторонником электронной системы торгов. "Если NYSE откажется от старой системы, это может привести к снижению расходов на проведение сделок", - говорит Владимир Ермолаев, менеджер по продажам ценных бумаг группы "ЦентрИнвест", которая совершает операции на американском рынке. Стародумов тоже выступает за переход на электронные торги: это привлечет и иностранных инвесторов, и эмитентов. По его мнению, на объединенной бирже требования к листингу могут оказаться мягче, поскольку NASDAQ традиционно ориентировалась на начинающие и растущие компании и войти в ее листинг было проще.

        NASDAQ к объединению с NYSE подталкивает трехлетний спад на фондовом рынке и жесткая конкуренция с другими электронными торговыми системами. Через NASDAQ проходит лишь 16 - 17% сделок с акциями зарегистрированных на ней компаний, а, например, через систему Instinet, принадлежащую Reuters, - 27%. NYSE тоже переживает нелегкие времена, оказавшись в центре сразу нескольких скандалов.

        Но слияние крупнейших бирж вызовет самое пристальное внимание надзорных органов - причем не только SEC. "Рынки капитала - основа американской экономики, и слияние будет анализировать не только Министерство юстиции [наделенное антимонопольными функциями], принять участие могут и Конгресс, Минфин, Федеральная резервная система", - говорит Ричард Паркер, бывший председатель Федеральной комиссии по торговле, которая следит за соблюдением антимонопольного законодательства. (Использованы материалы WSJ. )



Источник: Ведомости