24.12.2003

Страхнадзор объявил войну союзу автостраховщиков



В распоряжении Ъ оказалась сенсационная служебная записка главы страхнадзора Константина Пылова первому замминистра финансов Сергею Шаталову, содержащая крайне резкую критику Российского союза автостраховщиков (РСА). Руководство союза обвиняется в недееспособности и в провале PR-кампании "автогражданки". Участники рынка считают это очередным витком борьбы за контроль над средствами РСА.

       Текст служебной записки главы страхнадзора, оказавшейся в распоряжении Ъ, богат на резкие замечания в адрес руководства РСА. Отсутствие должного взаимодействия с ГИБДД, Минтрансом и Минюстом. Отсутствие контроля за перечислением средств от членов РСА в фонды резерва компенсационных выплат и резерва гарантий. Сам союз образован с "нарушениями вертикали подчиненности и подконтрольности". В состав правления (исполнительный орган) входят те же страховщики, что и в состав президиума союза. И это еще не полный перечень претензий. Резюме же такое: "Организация работы правления и президиума РСА осуществляется неудовлетворительно, большинство сотрудников аппарата РСА являются слабыми специалистами, подобранными не по принципу компетентности и опыта в сфере страхования".

       В беседе с корреспондентом Ъ Константин Пылов подтвердил свои претензии. "Данная записка была написана мною после заседания президиума РСА 1 декабря,– заявил он Ъ.– Я после каждого президиума пишу подобные отчеты". За провал PR-кампании "автогражданки", отметил глава страхнадзора, "мы выслушивали нелестные высказывания от очень высокого руководства". Особое беспокойство у господина Пылова вызывает медленная наполняемость фондов РСА, гарантирующих выплаты: "Судите сами – в РСА поступило только 20% от планируемых сумм". Неплательщикам, по словам Константина Пылова, под Новый год грозят предписания. Их получит, по его оценке, примерно треть членов РСА. "Среди кандидатов на получение предписания есть довольно серьезные игроки на рынке",– заявил он Ъ.

       Структура РСА, по его мнению, нелогична потому, что "к членам правления невозможно предъявить трудовых санкций, как к сотрудникам исполнительного органа". А о достоинствах руководства РСА, по его словам, можно судить по негативным высказываниям компетентных людей. Кто эти люди, господин Пылов, впрочем, не уточнил.

       Однако позицию главы страхнадзора вполне поддерживает президент Всероссийского союза страховщиков (ВСС) Александр Коваль. "Я полностью согласен с изложенными претензиями,– заявил он Ъ.– За каждым пунктом этой записки стоят автовладельцы. Я и раньше говорил об усилении роли государства в РСА, и сейчас повторяю: оно недостаточно контролирует процессы, происходящие в РСА".

       Похожая ситуация вокруг РСА сложилась в мае-июне текущего года. Тогда председателем его президиума был глава компании "Согласие" Игорь Жук. Страхнадзор был недоволен его излишней самостоятельностью. И как только появилась информация, что в первый год действия "автогражданки" РСА будет распоряжаться многомиллионным бюджетом, страхнадзор начал настаивать на введении в управление союза госпредставителей. До начала действия закона оставалось меньше месяца, а страхнадзор не выдал ни одной лицензии на "автогражданку" членам РСА. И в конечном счете 6 июня Игорь Жук сложил с себя полномочия. В тот же день первые 34 страховщика получили лицензии (см. Ъ от 9 июня).

       Теперь, по словам участников рынка, ситуация повторяется с нынешним руководством РСА, возглавляемого Евгением Кургиным. Сам он вчера заявил Ъ, что не видел этой записки Константина Пылова. "Я должен прояснить ситуацию,– сказал господин Кургин Ъ.– Надо понять, что это – мнение конкретного человека или Минфина, и потом комментировать". С адресатом записки Сергеем Шаталовым Ъ вчера связаться не удалось.

       По мнению одного из руководителей страховых компаний, пожелавшего остаться неназванным, активность Константина Пылова вновь объясняется борьбой за власть в РСА. "Это с одной стороны,– заявил он Ъ.– А с другой – не исключено, что Минфин таким образом готовит объяснения ко времени, когда десятки мелких страховщиков, собравших деньги с автовладельцев, исчезнут с рынка. Потом они будут говорить – видите, мы и раньше об этом беспокоились. А то, что сейчас выданы лицензии некоторым компаниям, которые вряд ли на рынке 'автогражданки' задержатся, их уже не волнует".

       "Корректно было бы, если бы текст претензий поступил в президиум или правление РСА,– считает гендиректор 'Согласия' Игорь Жук.– Тогда была бы некая доступность претензий". По его словам, в тексте служебной записки "краски сгущены". С ним согласен и гендиректор компании "Межрегиональное страховое соглашение" Семен Акерман. "Начнем с состава правления. Туда действительно входят представители президиума,– пояснил он Ъ.– Однако это ситуация временная, и связана она с неудовлетворительной работой прежнего руководства РСА". По его словам, тогда все решения принимал аппарат РСА, а не страховое сообщество. О наполняемости фондов РСА, по словам господина Акермана, у Константина Пылова старая информация – на момент написания записки не осуществил отчисления лидер рынка "автогражданки" – "Росгосстрах". В настоящий же момент он перечислил 153,5 млн руб. по итогам трех месяцев работы закона – это практически половина бюджета РСА.

       "И PR-кампания 'автогражданки' была составлена правильно,– полагает Семен Акерман.– Она специально не была публичной, в тот момент Дума была напряжена по этому поводу, и что бы мы ни сказали, депутаты нам бы ответили, что закон надо отменить или отложить его действие". Как бы то ни было, дальнейших событий теперь следует ожидать самое позднее 20 января. Тогда состоится заседание президиума РСА, куда автор служебной записки должен явиться по долгу службы.

       Ъ будет следить за развитием событий.

ТАТЬЯНА Ъ-ГРИШИНА


Источник: КоммерсантЪ