25.12.2003

Полный комплект. В следующем году за деньги сибиряков будут бороться все операторы "большой тройки"



Антон Сарайкин

Ведомости - Западная Сибирь          В конце года "ВымпелКом" и "МобильныеТелеСистемы" (МТС) объявили о подключении миллионного абонента в Сибири. В декабре вдогонку за лидерами пустился и "МегаФон", запустив сеть в Новосибирске, Кемерове и Новокузнецке. Побороться с операторами "большой тройки" в Сибири собирается и "Сибирьтелеком", имеющая в своем активе около полумиллиона абонентов.

        По словам коммерческого директора новосибирского филиала "ВымпелКом-Р" Александра Сергеева, этот год стал для компании этапом активного наращивания абонентской базы. С начала года компания утроила в Новосибирске количество активных абонентов, тем самым перевыполнив на 15% собственные планы. На конец 2003 г. "ВымпелКом" планирует обслуживать около 300 000 активных абонентов. "Мы находимся на разных стадиях развития: МТС пришли раньше, у них задача удержать абонентов, а у нас увеличить базу", - говорит менеджер по маркетингу и рекламе новосибирского филиала "ВымпелКом-Р" Елена Кашина.

        По словам директора по маркетингу и продажам CCC-900 (оператор МТС в Новосибирске) Дмитрия Захарова, в этом году компания подключила 310 000 новых абонентов в Новосибирске. Количество активных абонентов у ССС-900 к концу года составит около 455 000, тогда как в прошлом году компания планировала, что будет обслуживать 430 000 человек. Основной прирост базы, по словам Захарова, был обеспечен за счет привлечения "легких" клиентов - абонентов "Джинс", на них приходится более 30% в абонентской базе. "Динамика продаж оказалась выше, чем ожидалось. В основном по макроэкономическим причинам - рост доходов населения", - объясняет Захаров.

        Битва гигантов.

        Появление "ВымпелКома" в Новосибирске в начале 2002 г. серьезно обострило конкуренцию. Агрессивная рекламная кампания "ВымпелКома" спровоцировала оттока абонентов у МТС, с которым удалось справиться только к началу лета. "До прихода "ВымпелКома" мы были на рынке практически одни. Когда они повели активную борьбу за рынок, фактически с помощью демпинга, мы начали с оборонительной тактики. Но уже с весны совместили оборону с активным наступлением", - говорит Захаров из МТС. В III квартале по сравнению со II кварталом отток абонентов у МТС, по данным компании, снизился почти на 20%.

        "Демпинга как такового не было, у нас была низкая стоимость исходящих звонков внутри сети вечером, и до сентября мы тарифы не меняли. Доля в подключениях доходила до 60% в нашу пользу, - говорит Сергеев из "ВымпелКома". - Мы снизили цену на "входной билет" для новых абонентов минимальной стоимостью телефонной трубки". Он сообщил, что активная наступательная позиция у компании сохранится.

        По словам Захарова, весна для компании была "достаточно тяжелой", но уже к концу лета доля МТС, по собственным данным, достигла 65% в Новосибирской области. "Лидеру всегда сложней. Успокоенность - это путь, чтобы перестать быть лидером. Поэтому мы не сидим сложа руки", - говорит Захаров.

        "Раннее появление в регионе федеральных операторов и высокая восприимчивость населения к новым телекоммуникационным услугам привели к тому, что рынок Новосибирской области рос опережающими темпами по сравнению с Сибирью в целом, а сейчас темпы роста значительно снизились. Однако такой быстрый рост был невозможен без жертв - резкий рост количества абонентов происходил за счет низких тарифов и, соответственно, низкого ARPU, которое на 15 - 20% ниже среднероссийского", - полагает аналитик J'son & Partners Оксана Панкратова.

        По словам аналитика ACM-Consulting Антона Погребинского, ситуация, когда два федеральных оператора в течение года перехватывают инициативу в подключениях друг у друга, не совсем типична для российских регионов. "Это похоже на то, что происходит разве что в Москве или Санкт-Петербурге", - говорит Погребинский.

        Сибирский прием.

        В январе 2002 г. на церемонии запуска сети GSM в Новосибирске компанией "ВымпелКом-Р" генеральный директор МТС в Новосибирске Дмитрий Левин преподнес своему конкуренту в подарок дуэльные пистолеты. Впрочем, поздравитель тут же заметил, что при случае оружие можно совместно направить в другую сторону: ведь вскоре до Новосибирска может дотянуться и третий федеральный оператор - "МегаФон". Так и произошло.

        Последний оператор "большой тройки" ввел в коммерческую эксплуатацию свою сеть в Новосибирске и Кемеровской области на прошлой неделе. "МегаФон" не стал демпинговать, предложив рынку новые тарифы - с бесплатными входящими звонками и единое тарифное пространство в регионе. Новосибирские операторы МТС и "ВымпелКом" встретили коллегу специальными тарифами, по которым стоимость исходящих звонков в сибирскую сеть "МегаФона" оказалась почти втрое дороже обычных.

        Для абонентов ССС-900 стоимость звонков на телефоны новосибирского "МегаФона" составила $0,39 в минуту, тогда как обычные исходящие звонки на "чужие телефоны" на популярном тарифе "Оптима-день 4,3" стоят $0,12 за минуту. Новосибирский филиал "ВымпелКома" берет за минуту исходящего звонка абонентам новосибирского "МегаФона" $0,36 при стоимости исходящих вызовов на телефоны других операторов в $0,13 - 0,16 за минуту на тарифе "Прайм". Операторы объясняют, что высокий тариф вызван техническими причинами.

        На церемонии запуска сети в Сибири генеральный директор "МегаФона" Сергей Солдатенков назвал действия конкурентов неправомочными, так как, по его данным, никаких технических проблем не существует. "Большая тройка" должна решить эту проблему", - сказал Солдатенков.

        Сегодня сеть "МегаФона" покрывает Новосибирск, Кемерово, Новокузнецк и соединяющую их автомагистраль. Номерная емкость составляет 100 000 номеров с возможностью увеличения, количество базовых станций в регионе - 110. Совокупный размер инвестиций в строительство сети в Сибири составил в этом году, по словам Солдатенкова, около $30 млн.

        "В первую неделю мы подключили уже свыше семи тысяч абонентов в Новосибирской и Кемеровской областях. В связи с введением заградительных тарифов нашими конкурентами мы ввели акцию по стимулированию внутрисетевых звонков абонентов. Для всех абонентов, подключившихся в декабре, стоимость исходящего вызова на мобильные номера "МегаФон-Сибирь" до конца 2004 г. равна 1 руб. за 1 минуту", - говорит советник генерального директора "Мобиком-Новосибирск" (оператор "МегаФона" в Сибири) Павел Ларин.

        Большие планы.

        По прогнозам Сергеева из "ВымпелКома", в 2004 г. новосибирские операторы подключат около 300 000 новых абонентов. "ВымпелКом" рассчитывает привлечь минимум 120 000 абонентов и к концу 2004 г. обслуживать около 450 000 активных клиентов. Планируемая доля в новых подключениях составит от 40% , говорит Сергеев. Наиболее привлекательным сегментом, за который будет бороться "ВымпелКом" в будущем году, по его словам, станут студенты и средний класс. Сергеев говорит, что в 2004 г. для компании по-прежнему приоритетной задачей остается наращивание абонентской базы, но в своей маркетинговой политике "ВымпелКом" сделает акцент на поддержании и увеличении лояльности к оператору уже существующих клиентов.

        В новосибирском "МегаФоне" рассчитывают добиться в будущем году доли в 30% новых подключений. Компания намерена вложить не менее $30 млн в развитие сети, а также выйти в 2004 г. в Красноярск, Алтайский край, Омскую и Томскую области.

        В будущем году МТС прогнозирует дальнейшее увеличение прироста абонентской базы. Компания планирует в 2004 г. продать более 320 000 контрактов и к концу года рассчитывает обслуживать 582 000 активных пользователей сотовой связи. Захаров прогнозирует, что уровень проникновения сотовой связи в Новосибирской области в будущем году увеличится с 26% до 40 - 42%. В 2004 г. МТС рассчитывает занять долю около 48% в новых подключениях среди трех федеральных операторов.

        Амбициозные планы по развитию собственных сотовых активов в декабре объявил и "Сибирьтелеком". В рамках инвестпрограммы компания планирует вложить до 2008 г. в дочерних операторов стандарта GSM "Байкалвестком" (Иркутская область) , "Енисейтелеком" (Красноярский край) и "СтеК Джи Эс Эм" (Кемеровская область) не менее $200 млн. При этом более $60 млн "Сибирьтелеком" вложит в развитие операторов уже в 2004 г. , планируя занять 25% рынка сотовой связи в Сибири.

        "Байкалвестком" и "Енисейтелеком" развиваются достаточно успешно, в Бурятии "Сибирьтелеком" вообще пока остается монополистом, - говорит аналитик J'son & Partners Оксана Панкратова. - Но если Иркутскую область и Красноярский край можно назвать стратегическими регионами, борьба за которые может существенно повлиять на долю рынка в Сибири, то Хакасию и Бурятию к таким регионам можно отнести с трудом". Еще один стратегически важный регион - Кемеровская область, где у "Сибирьтелекома" есть GSM-оператор, - тоже может принести неплохие плоды, так как регион очень перспективный, а федеральные операторы присутствуют там пока еще не в полном составе, полагает аналитик.

        Панкратова прогнозирует, что в 2004 г. в Новосибирской области подключатся около 250 000 абонентов, уровень проникновения составит к концу года 35%. "В зависимости от своей маркетинговой политики к концу следующего года "МегаФон" сможет занять от 3% до 7% рынка Новосибирской области. Соответственно, уменьшится и совокупная доля МТС и "ВымпелКома". Однако в какой пропорции распределятся доли между этими двумя операторами - сказать пока сложно", - говорит аналитик.

        Антон Погребинский, аналитик ACM-Consulting, прогнозирует снижение темпов роста абонентской базы в 2004 г. в Новосибирской области. "Наступает начальная стадия насыщения рынка, уровень проникновения вырос за год с 15,4% до 26%. Если в этом году рост составил 70% , то в будущем году прогнозируется 55% ", - говорит аналитик. Он полагает, что уровень проникновения связи составит к концу 2004 г. в Новосибирской области 40%.

        По мнению генерального директора новосибирской сети салонов сотовой связи "ТелеСОТА" Андрея Доровского, сегодня в меньшей степени охвачены люди с доходом ниже среднего. "Планы операторов будут реализованы, они постараются предложить тарифные планы для всех слоев населения. В будущем году миграция абонентов от одного оператора к другому будет небольшой", - полагает он. А директор сети салонов "Мобильный мир" Станислав Рапопорт, напротив, считает, что переток абонентов вырастет у операторов в разы. По его мнению, в этом году компании практически разобрали сегмент платежеспособного населения с потребностью в мобильной связи. В следующем году основная конкуренция будет за действующих абонентов и молодежь, полагает Рапопорт.



Источник: Ведомости