26.12.2003

Патент на "Ё-моё" . В Сибири открывается новая сеть ресторанов



Антон Сарайкин

Ведомости - Западная Сибирь
         Сибирские рестораторы не хотят уступать московским в звучности своих названий. В пику московским "Елкам-Палкам" и "Едрене Матрене" сегодня в Омске откроется ресторан под вывеской "Ё-моё". Владельцы компании "Кофе-Терра" хотят создать целую сеть демократичных заведений "Ё-моё". Но юристы предупреждают, что это красноречивое название может создать сложности при регистрации торгового знака.

        "Кофе-Терра" является крупнейшей в Сибири сетью кофеен, управляющей в общей сложности семью заведениями "Кофе-Терра" и одним "Суши-Терра". Всего в Новосибирске три сети кофеен, еще по две в Красноярске и в Кемерове. Учредители сети - группа новосибирских и московских предпринимателей - также владеют двумя заведениями в Новосибирске: ирландским пабом "Уголок Св. Патрика" и пивбаром "Серп и Молот".

        По словам совладельца сети "Ё-моё" Константина Локонова, рестораны будут близкими по концепции к московским заведениям "Елки-Палки". Средний счет, по его словам, составит около 250 руб. на одну персону. Ресторан площадью 270 кв. м рассчитан на 40 посадочных мест, а рядом с ним разместится кофейня "Кофе-Терра". Совладелец сети говорит, что в феврале запланировано открытие ресторана "Ё-моё" в Кемерове, инвестиции в одно заведение составляют около $150 000. "Наблюдая за тенденциями рынка, можно сказать, что в этом сегменте это самый успешный формат и на него устойчивый спрос", - говорит предприниматель.

        Директор по развитию сети ресторанов русской кухни "Елки-Палки" Максим Ефимкин подтверждает на примере собственных заведений рост интереса к этому формату. "Ниша демократичных заведений нашей концепции довольно перспективна сегодня", - отмечает он. По словам Ефимкина, сейчас компания ведет переговоры об открытии "Елок-Палок" в Красноярске. Инвестиции в строительство подобного заведения в Москве, по его оценкам, составляют в среднем около $300 000, срок окупаемости - до двух лет.

        В Омске уже присутствуют четыре пивных ресторана русской кухни "Сибирская корона", управляемые "Росинтером". В 2004 г. компания откроет в Омске еще три ресторана, доведя общее количество собственных заведений в городе до 10. По словам генерального директора "Росинтера-Новосибирск" Сергея Зайцева, в будущем году в Омске запланировано открытие "Планеты Суши" и двух ресторанов "Ростик'c". По его мнению, омский рынок общепита далек от насыщения и говорить о какой-либо ощутимой конкуренции в этом регионе пока слишком рано.

        Создатели "Ё-моё" могут столкнуться с трудностями при регистрации своего торгового знака. По словам Локонова, Роспатент принял заявку, но дал понять, что может отказать в регистрации, если это выражение относится к ненормативной лексике. В Роспатенте получить комментарий вчера не удалось.

        "Ё-моё" - это абсолютно точно эвфемизм известного матерного выражения, т. е. вместо того, чтобы сказать матом, человек по каким-либо причинам делает созвучную замену", - говорит доцент кафедры филологии НГТУ, кандидат филологических наук Галина Мандрикова. Совершенно правильно Роспатент высказывает сомнения, потому как такие названия давать нельзя, полагает лингвист. Впрочем, она вспоминает похожий случай, когда в Санкт-Петербурге фаст-фуд назвали эвфемизмом "Блин! " и к вывеске ресторана сложно было предъявить какие-либо претензии.

        По мнению руководителя проекта "Ресторанный рейтинг" Сергея Чернова, название заведения играет решающую роль на первом этапе, когда оно только открывается. "У меня не возникает дурных ассоциаций с названием "Ё-моё", это нельзя назвать нецензурным выражением. Мне кажется, в данном случае Роспатент перегибает палку", - говорит Чернов. По его словам, похожие трудности испытывал при регистрации торговой марки московский ресторан "Япона-Мама".

        Но совладелец сети "Ё-моё" Константин Локонов уверен, что никакого негативного звучания в названии заведения нет. "Мы считаем, что это выражение колоритное и характерно для русского человека, оно подчеркивает атмосферу нашего заведения, эдакую разухабистость", - объясняет предприниматель.

        По мнению патентного поверенного "Пепеляев, Гольцблат и партнеры" Ларисы Лысенко, вряд ли Роспатент зарегистрирует этот торговый знак, так как по закону такие выражения он регистрировать не имеет права. "Если владельцам заведения каким-то образом защитить торговый знак "Ё-мое", то существует вероятность, что любое третье лицо может аннулировать эту регистрацию", - говорит Лысенко. По ее словам, Роспатент может лишить свидетельства на этот товарный знак, если вывеска "Ё-моё" заставит кого-нибудь из консервативных граждан обратиться с жалобой в палату по патентным спорам.



Источник: Ведомости