30.12.2003

Структура та же . Экономика реформируется, но медленно



Анастасия Онегина
Александр Беккер
Борис Грозовский
Андрей Панов

         Герои модного спектакля о российских структурных реформах в минувшем году, кажется, сами потеряли интерес к своей пьесе. За год только ленивый не упрекнул нынешнюю власть в замедлении преобразований. Судя по дальнейшим планам реформаторов, Россия еще надолго останется "сырьевым придатком", чья финансовая система и бюджет полностью зависят от цен на энергоресурсы.

        2003 год может войти в историю российских реформ как время несбывшихся ожиданий. За истекшие 12 месяцев "младореформаторы" не довели до конца ни одно из своих начинаний.

        Банкам не помогли.

        Главным событием банковской реформы стало принятие закона о страховании вкладов. С ним чиновники опоздали ровно на год: по плану, и система гарантирования вкладов, и кредитные бюро должны были заработать уже в начале 2003 г. Но описать в виде закона работу кредитных архивов с историями заемщиков чиновники уже отчаялись: после полутора лет согласований документ даже не попал в план деятельности правительства на 2004 г. А в закон о страховании вкладов разогретые лоббистами депутаты вписали поправку, которая сохраняет все преимущества Сбербанка перед частными банками как минимум на ближайшие три года.

        Зато себя чиновники не обидели: проект новой стратегии банковской реформы изобилует описанием дополнительных надзорных санкций к банкам. Туманные формулировки прочих предложений в ЦБ объясняют тем, что более конкретные вещи стало сложно провести через аппарат правительства, профильный департамент которого возглавил бывший первый зампред ФКЦБ Владимир Миловидов. Но не в одного Миловидова уперлась банковская реформа - осенью премьер Михаил Касьянов отправил на доработку новые реформаторские планы председателя ЦБ Сергея Игнатьева.

        Монополии отбились.

        В среде естественных монополий нечто похожее на реформу было зафиксировано в МПС, из которого наконец вычленили ОАО "Российские железные дороги". Энергии РАО ЕЭС хватило только на утверждение стратегии "5 + 5", по которой из крупных электростанций будет сформировано 10 объединенных, а из оставшихся - 20 территориальных генерирующих компаний. Планы менеджмента компании попытались сломать миноритарии, не желающие распылять владения по разным объединенным генерациям. Отстаивать свою стратегию руководителю РАО ЕЭС Анатолию Чубайсу придется в следующем году.

        Зато руководитель другой монополии - "Газпрома" - может тягаться с самим премьером Михаилом Касьяновым и снимать с рассмотрения правительства неудобные для монополии вопросы. Если весной предправления "Газпрома" Алексей Миллер еще затруднял себя составлением писем (например, президенту Владимиру Путину) с критикой плана газовой реформы по сценарию Минэкономразвития, то осенью для исключения соответствующего пункта из повестки заседания кабинета было достаточно одного звонка президенту.

        На самой романтической стадии находится сегодня реформа ЖКХ. Законодательные основы туманны, называемые объемы инвестиций несоизмеримы с финансовыми возможностями, а потенциальные убытки не просчитаны. Поэтому вслед за созданием коллективно-олигархического ОАО "Российские коммунальные системы" в модную отрасль ринулись и отдельные смельчаки, такие как "Альфа" и "Интеррос". Остается посмотреть, смогут ли российские бизнесмены справиться с разрушенным и притом не ориентированным на экспорт сектором.

        Пенсии - государству.

        Пенсионная реформа, отмашка которой была дана еще в 2001 г. , должна была уже в 2003 г. продемонстрировать государственную заботу о работающем населении. Чиновники решили предоставить будущим пенсионерам возможность выбора между государственным управляющим их накоплений - Внешэкономбанком - и частными компаниями. Но кроме правительства, Пенсионного фонда и работодателей об этих планах почти никто не узнал. В пылу межведомственной борьбы попечители пенсионной реформы забыли оповестить о ней население. Люди так и не поняли, кого и для чего можно выбирать. В итоге к концу года Внешэкономбанк вложит более $3 млрд пенсионных сбережений в российские гособлигации, в надежности которых чиновники уверены почти как в самих себе. Условия для новой пирамиды созданы. Впрочем, в противовес сверхосторожности в проведении самой реформы при отборе частных управляющих компаний правительство проявило неожиданное попустительство и допустило к пенсионным деньгам всех желавших. Теперь чиновники Пенсионного фонда сокрушаются, что среди этих компаний много мелких и неопытных.

        Функции урезали.

        Впрочем, аппаратным революционерам есть и чем гордиться: они почти начали административную реформу. Правда, идеи бывшего руководителя аппарата Белого дома Игоря Шувалова и замминистра экономического развития Михаила Дмитриева, предложивших было перекроить правительство и сократить количество ведомств, после полугодового обсуждения были отвергнуты. Зато специально назначенная для проведения не столь радикальной реформы комиссия вице-премьера Бориса Алешина за оставшиеся несколько месяцев развила бурную деятельность: проанализировала 3000 из 5600 различных функций органов исполнительной власти, а 525 из них приговорила к отмене. Жаль, что комиссия не идет дальше простого перераспределения отдельных аппаратных полномочий вроде регистрации проспектов эмиссий или разработки аудиторских стандартов. Впрочем, у чиновников будет достаточно времени, чтобы попытаться убедить предпринимателей в сомнительных преимуществах передачи кормушки из одного ведомства в другое: первые результаты существующей пока что только на бумаге реформы появятся не раньше 2005 г.

        Новые перспективы.

        Планы чиновников на будущее не более убедительны, чем итоги их деятельности. Правительственных работников можно понять: уже в мае кабинет возглавит новый премьер, и какие из сегодняшних министров сохранят посты, пока никто не знает. В такой ситуации строить амбициозные планы решаются либо неизлечимые оптимисты, либо претенденты на премьерское кресло. Последние, впрочем, пока осторожны и соревнуются преимущественно в степени устрашения налогоплательщиков, производящих самый ходовой российский товар - нефть.

        Но и президентская программа, которую, как и в 2000 г. , готовит Центр стратегических разработок, не вселяет уверенности в завтрашнем дне. К 2008 г. Кремль намерен провести реформу здравоохранения и образования, создать рынок общедоступного жилья, модернизировать армию и вывести из гетто калининградский эксклав. Разработчики обещают сдать свой проект "под ключ", снабдив концепцию пакетом всех необходимых законопроектов и постановлений. С их утверждением в Думе у власти, очевидно, проблем не возникнет. Сложности появятся тогда, когда падающие цены на нефть пробьют брешь в бюджете, а промышленность, спрос на продукцию которой также стимулируется топливным сектором, начнет стагнировать. Тогда власти все же придется сделать выбор между модернизацией экономики и ее жестким регулированием в духе Госплана.



Источник: Ведомости