30.12.2003

Водочное творчество



Роман Кутузов
Андрей Мусатов

         В минувшем году массовый характер приняла игра в кошки-мышки между производителями алкоголя и МАПом. Производители один за другим придумывали способы обойти запрет на алкогольную рекламу. Водочные марки притворялись то маринованным перцем, то турпоездками в Лапландию, то конкурсами фотографий.

        Противостояние Министерства по антимонопольной политике (МАП) и производителей алкоголя началось в 1999 г. , когда был принят закон "О производстве и обороте алкогольной продукции", по которому реклама алкогольной продукции крепостью свыше 15 градусов допустима только в "местах производства и оборота".

        В начале года МАП вступил в борьбу с украинской компанией Nemiroff, которая, став спонсором трансляций боксерских поединков, разместила логотип своей водки на ведущих телеканалах страны - на такое не решался никто из российских производителей алкоголя. Украинцы уверяли МАП, что рекламируют не водку, а маринованный перец Nemiroff. Чиновники сделали ответный ход - по их просьбе международная ассоциация рекламных агентств провела опрос потребителей, который однозначно показал, что потребители ассоциируют логотип Nemiroff с водкой. Однако снять рекламу с телеэкранов так и не удалось. Чиновники добились лишь появления под логотипом крохотного изображения консервной банки и маленькой надписи "маринованный перец". Реклама Nemiroff идет по телевидению до сих пор. На телевидение пробилась и торгово-промышленная группа "Кристалл", начавшая в этом году телерекламу минеральной воды "Гжелка".

        Не ослабевала борьба МАПа и поставщиков алкоголя и в других медиа. Неоднократно выписывались предупреждения и штрафы различным изданиям (в основном глянцевым журналам) за публикацию рекламы алкоголя. А летом этого года МАП направил в Минпечати просьбу лишить регистрации за это нарушение журналы Maxim и Premiere - впрочем, эта просьба действия не возымела.

        А наиболее изощренные формы борьба приняла на рынке наружной рекламы. Петербургская компания "Евротурсервис" рекламировала поездки в Лапландию под слоганом "Лапландия: отдых без похмелья". При этом рекламный плакат выглядел как копия этикетки водки "Лапландия", производимой на ликероводочном заводе "Невский". Дистрибьюцией этой водки занимается компания "Евросервис". В "Евротурсервисе" и "Евросервисе" категорически отрицают какую-либо связь между двумя фирмами. Казанскому "Татспиртпрому", выпускающему водку "Ханская", около двух месяцев удавалось рекламировать на щитах в Москве и Петербурге конкурс фотографий "Ханская фотка". А Bacardi-Martini использует для рекламы коньяка Otard смонтированные на грузовиках передвижные рекламные щиты, пока что неуловимые для чиновников МАПа.



Источник: Ведомости