15.01.2004

Фининспекторы хватили лишку. ЮКОС вскрыл нарушения в работе Министерства по налогам и сборам



Вчера Ъ стало известно содержание возражений НК ЮКОС по акту проверки компании Министерством по налогам и сборам. Напомним, по итогам этой проверки МНС обвинило ЮКОС в неуплате налогов на сумму 98 млрд руб. Юристы компании считают, что претензии предъявлены не по адресу, не в должном порядке, а в акте проверки допущено огромное количество ошибок, в том числе арифметических. Впрочем, неофициально в НК признают, что выводы ее юристов вряд ли будут признаны налоговиками и вопрос о том, будет ли ЮКОС подвергнут банкротству за долги перед бюджетом, будет решаться в арбитражном суде.

       Напомним, 29 декабря в НК ЮКОС поступил акт проверки компании за 2000 год, проводившейся с 8 декабря 2003 года. Проверка была повторной. Головное управление МНС проверяло работу своих коллег из управления по городу Нефтеюганску. По мнению юристов ЮКОСа, по итогам такой проверки МНС не имело права доначислять какие-либо налоги, а могло лишь принимать меры в отношении своих подчиненных.

       ЮКОС не согласился с выводами МНС и направил 12 января возражения, уложившись в установленный двухнедельный срок. Глава управления общественных связей МНС Виктор Осокин вчера отказался подтвердить Ъ, получили ли в министерстве эти возражения, заявив, что МНС не комментирует ситуацию вокруг декабрьской проверки ЮКОСа.

       Претензии ЮКОСа к проверяющим из МНС, как следует из направленного в министерство документа, можно разделить на четыре части. В первую очередь ЮКОС возражает против того, что при расчете дополнительно начисленных налогов ему приписали выручку 14 компаний, не являвшихся в 2000 году зависимыми от него. Из 17 компаний, по анализу деятельности которых МНС приняло решение о доплате налогов, лишь три были зависимыми от ЮКОСа – ООО "Юксар", "Ю-Мордовия" и ЗАО ЮКОС-М, причем последнее принадлежало АО ЮКОС в 2000 году лишь девять дней, остальное время ЮКОС владел в нем лишь 4% акций. ООО "Марс XXII", "Альта-Трейд" и "Ратмир" ЮКОС купил в 2001-2003 годах. О еще 16 проверяемых компаниях (Сибирская транспортная компания, "Кверкус", "Митра", "Вальд Ойл", "Бизнес Ойл", "Мускрон", "Нортэкс", "Стаф", "Колрейн", "Грейс", "Пласт", "Виртус", "Петролеум-Трейдинг", "Сатурн XXV", "Юпитер XXIV", ЗАО "Интернефть") ЮКОС информацией не располагает, о чем говорится в документе. А выводы о том, что они зависимы от ЮКОСа, считают юристы, в любом случае не имеют отношения к тому, сколько налогов нужно платить самому ЮКОСу, согласно ст. 40 НК, описывающей порядок определения цены товара для налогообложения.

       "Проверяющие ограничиваются ссылкой на наличие якобы имевшей место схемы уклонения от налогов и приписывают компании чужую выручку",– констатирует ЮКОС. Юристы также считают, что термин "подставные компании" в акте проверки не имеет юридического смысла, и призывают МНС либо опровергать законность регистрации 17 фирм, по деятельности которых доначислены налоги, либо предъявлять претензии непосредственно к ним.

       Вторая часть возражений – арифметические ошибки, найденные ЮКОСом в тексте акта проверки. Простое сложение сумм доначислений в таблице, приложенной ЮКОСом к возражениям, дает основную сумму недоимки в 47,077 млрд руб., а в акте указана сумма в 47,217 млрд руб., то есть ЮКОСу насчитали по крайней мере на 140 млн руб. ($4,8 млн) больше. ЮКОС нашел также ошибки в ставках пеней по неуплате по налогам на прибыль, ошибочное доначисление по ООО "Альта-Трейд" 1,346 млрд руб. уже уплаченного по льготной ставке в региональной части налога на прибыль и неверные расчеты по налогооблагаемой прибыли.

       Третья часть – возражения против вывода МНС о незаконном использовании 17 компаниями льгот во внутренних офшорах и ЗАТО в Мордовии и городе Лесном. Судя по всему, вокруг этого пункта МНС и будет биться до последнего: весь смысл доначисления в том, что МНС в акте проверки обвинило 17 компаний в том, что на территории Мордовии и Лесного они не продавали и не покупали нефть, так как там нет ни резервуаров для нефти, ни транспортных мощностей. Судебная практика пока на стороне ЮКОСа. Так, в июле 2002 года арбитраж Северо-Западного федерального округа, разбирая аналогичное дело, указывал, что трейдеры не обязаны транспортировать нефть в ЗАТО или офшор – достаточно, чтобы 70% персонала компаний-трейдеров, причем не обязательно руководство, были зарегистрированы на офшорной территории.

       Наконец, четвертая часть возражений – претензии к порядку проверки. В ЮКОСе обвиняют МНС в нарушении налоговой тайны (поскольку ему рассказали о делах 16 компаний, связь с которыми он отрицает), в нарушении порядка встречных проверок. По штрафам на 18,887 млрд руб., выписанным МНС, срок выставления претензий, по мнению ЮКОСа, истек 1 января 2004 года, и истребовать их законно невозможно (акт проверки не был подписан сторонами к 1 января).

       На основании всех вышеизложенных пунктов ЮКОС просит МНС полностью снять свои требования. "Выводы проверки противоречат всем мыслимым правовым нормам, Конституции РФ, НК, правовым позициям, которые были неоднократно высказаны Конституционным судом",– говорит пресс-секретарь компании Александр Шадрин.

       После получения от ЮКОСа возражений у МНС есть 14 дней для того, чтобы принять или не принять решение о требовании с ЮКОСа неуплаченной недоимки, пеней и штрафов. По словам адвоката Сергея Носова, сотрудничающего с компанией Ernst & Young, МНС может на основании возражений снимать часть требований. "Это не экзотика, такое случается нечасто, но снятие части претензий – существующая практика, если компании удается обоснованно показать несправедливость тех или иных пунктов начислений в акте",– говорит господин Носов. При этом в законе не указано, в какой срок ЮКОС, если он получит требование об уплате налогов, может его добровольно исполнить. Правда, Татьяна Румянцева, старший менеджер налогового департамента компании KPMG, говорит, что, согласно внутренним требованиям МНС, срок исполнения добровольного платежа не превышает десяти дней.

       Таким образом, уже в начале февраля МНС будет иметь право списать со счета ЮКОСа до 98 млрд руб. или же, если на счетах не будет денег, начать процедуру банкротства компании. Впрочем, такое возможно лишь в случае, если ЮКОС не оспорит требования МНС в суде. А если оспорит, то судьбу ЮКОСа будет решать арбитраж. По словам госпожи Румянцевой, в подобных случаях компании всегда просят суд приостановить исполнение требований МНС. "Обычно судья, учитывая цель подачи иска, предоставляет обеспечение в виде приостановки исполнения требований МНС до рассмотрения дела по существу",– говорит господин Носов. В ЮКОСе, по словам господина Шадрина, намерены оспаривать требования МНС.

       Как поведет себя суд в такой ситуации, предсказать невозможно. Пока в судебной практике не существовало дела с неуплатой налогов на $1,5 млрд через российские офшоры. Кроме того, хотя дела, связанные с ЮКОСом, еще не попадали в арбитраж, реакция судов общей юрисдикции на претензии адвокатов Михаила Ходорковского, Платона Лебедева, Василия Шахновского общеизвестна. Не исключено, что уже к весне 2004 года власти с помощью МНС попытаются ввести в ЮКОСе внешнее управление. Даже для такой компании единовременная выплата $3,4 млрд (неуплаченные налоги плюс пени и штрафы) невозможна, а речь идет о претензиях лишь за один год.

    Нефтяные компании обещают платить исправно

Российские нефтяные компании хорошо усвоили урок, преподнесенный ЮКОСу государством. Как уже писал вчера Ъ, ЛУКОЙЛ, по словам вице-президента компании Леонида Федуна, в этом году полностью откажется от схем оптимизации налогообложения. Ранее "Башнефть" и структуры ЛУКОЙЛа фактически отказались оспаривать доначисления по оптимизации налогообложения в так называемых байконурских схемах – они схожи с теми, что использовал ЮКОС в различных ЗАТО России. Впрочем, у подобных "принципиальных" отказов есть своя теневая сторона: некрупные контрагенты компаний вряд ли смогут отказаться от оптимизации налогообложения, поэтому риск быть обвиненным в использовании офшорных схем остается для всех российских нефтекомпаний.

Не развелись, но живут раздельно

Вчера ЮКОС и "Сибнефть" обменялись взаимоисключающими заявлениями по поводу процесса прекращения слияния компаний в эфире радиостанции "Эхо Москвы". Совладелец ЮКОСа Леонид Невзлин, отвечая на вопросы радиостанции, заявил, что на сегодняшний день "никакого развода с 'Сибнефтью' не происходит", а последнее решение, принятое акционерами двух компаний, следует трактовать как приостановку слияния по желанию двух сторон, а не как разрыв. "Никаких других решений не принято",– заявил господин Невзлин. После этого начальник отдела общественных связей "Сибнефти" Алексей Фирсов заявил радиостанции: "Вопрос о том, что компании ЮКОС и 'Сибнефть' будут существовать раздельно, уже решен, сейчас готовится обратная сделка для раздельного существования компаний". Заметим, на сегодняшний день ЮКОС не подтвердил подписание документов о разрыве, а господин Невзлин в конце декабря говорил лишь о "предварительном плане" развода с "Сибнефтью".

Как росли запросы налоговиков к ЮКОСу

В июле 2003 года Генпрокуратура начала надзорную проверку НК ЮКОС по запросу депутата Госдумы Михаила Бугеры. Он обвинял руководство компании в том, что в 2002 году в федеральный бюджет было перечислено всего 90 млн руб., при этом налоговые возмещения в адрес ЮКОСа составили более 2 млрд руб. Таким образом, по версии депутата, ущерб государству составил около 1,9 млрд руб. 26 октября 2003 года Генпрокуратура предъявила главе ЮКОСа Михаилу Ходорковскому обвинения в том, что тот путем оптимизации налогообложения и незаконного возврата переплаченных налогов нанес государству ущерб на общую сумму около 30 млрд руб.($1 млрд).

2 декабря 2003 года замминистра по налогам и сборам Игорь Голиков направил в адрес генпрокурора Владимира Устинова письмо, в котором сообщал, что компания ЮКОС, используя "серые" схемы оптимизации налогообложения, недоплатила государству 150 млрд руб.

29 декабря 2003 года представители МНС вручили руководству ЮКОСа акт налоговой проверки, в котором были зафиксированы правонарушения компании как налогоплательщика, повлекшие неуплату налогов (с учетом пени и штрафов) на общую сумму более 98 млрд руб.


ДМИТРИЙ Ъ-БУТРИН


Источник: КоммерсантЪ