16.01.2004

"Преступная группа" Menatep



Алексей Никольский
Александр Беккер

         Генпрокуратура расширила круг преследуемых совладельцев нефтяной компании "ЮКОС". Вчера стало известно, что еще двое соратников оставшегося в заключении Михаила Ходорковского - Леонид Невзлин и Владимир Дубов - стали фигурантами уголовных дел и объявлены в международный розыск.

        До осени прошлого года акционерами гибралтарской Group Menatep Ltd. значились Михаил Ходорковский (9,5проц. ), Платон Лебедев (7проц. ), Леонид Невзлин (8проц. ), Владимир Дубов (7проц. ), Михаил Брудно (7проц. ), Василий Шахновский (7проц. ). Еще 50проц. акций группы принадлежат специальному трасту, бенефициаром которого после ареста Ходорковского стал Леонид Невзлин, а 4,5проц. акций - другим владельцам. Group Menatep принадлежат 44,1проц. акций НК "ЮКОС".

        То, что в деле "ЮКОСа" у Генпрокуратуры появились новые обвиняемые, стало понятно из вчерашнего выступления представителя этого ведомства Валерия Лахтина на слушаниях в Мосгорсуде (см. статью на стр. А2). Аргументируя необходимость содержания Михаила Ходорковского под стражей, Лахтин сказал: "Он может скрыться и последовать за теми соучастниками, которые уже находятся за границей. Кто именно и где, я не буду уточнять".

        А ближе к вечеру агентство "Интерфакс" со ссылкой на источники в МВД РФ сообщило, что по просьбе Генпрокуратуры объявлены в розыск бывший ректор РГГУ Леонид Невзлин и бывший депутат Госдумы Владимир Дубов - совладельцы Group Menatep. Оба они несколько месяцев назад покинули страну.

        В управлении информации Генпрокуратуры отказались говорить о новых уголовных делах. В управлении информации МВД РФ не смогли ни подтвердить, ни опровергнуть информацию "Интерфакса". Однако другой источник в МВД сообщил "Ведомостям", что Дубов и Невзлин объявлены в федеральный и международный розыск по подозрению в совершении преступлений. Впрочем, в национальном бюро Интерпола МВД России информацию о международном розыске не подтвердили.

        По данным "Интерфакса", Невзлину инкриминируется "уклонение от уплаты налогов в размере 26,7 млн руб. как физического лица в период 1999 - 2000 гг. ", а Дубову - хищение путем мошенничества в особо крупном размере (ст. 159, ч. 3 УК) и причинение имущественного ущерба путем обмана (ст. 165 УК). Кому причинен ущерб и что именно похитил Дубов, агентство не уточнило. Но источник, близкий к руководству Генпрокуратуры, говорит, что в обвинительном заключении Дубова постоянно упоминалась "организованная группа во главе с Ходорковским". Сам Михаил Ходорковский обвиняется по ст. 159 УК в завладении путем мошенничества 20проц. акций ОАО "Апатит" и бюджетными средствами в размере 400 млн руб. , а по ст. 165 УК - в причинении ущерба собственникам "Апатита".

        Сами Дубов и Невзлин вчера были не в курсе выдвинутых против них обвинений (см. врезку). Единственным из акционеров Group Menatep, кто пока избежал уголовного преследования, остался Михаил Брудно.

        Но сам он считает, что "преследование акционеров не может не носить всеобщего характера". "Я не считаю, что прокуратура действует сама по себе, отдельно от политического руководства", - сказал проживающий сейчас в Тель-Авиве предприниматель.

        Правда, на вчерашних судебных слушаниях выяснилось, что Ходорковский перестал быть акционером Group Menatep (ему принадлежало 9,5проц. ) еще до своего ареста. Защита представила суду справку из реестра Group Menatep от 20 октября о том, что у Ходорковского нет акций этой компании. По информации источника, близкого к акционерам Group Menatep, доли частных лиц в группе еще летом были переданы в различные трасты.

        СЛОВО ОБВИНЯЕМЫМ: Леонид Невзлин: "Обвинения не видел ни я, ни адвокат. За 1999 - 2000 гг. я отчитывался по уплате налогов дважды. Первый раз я заполнял декларацию о доходах как гражданин РФ. Второй раз - когда стал сенатором Совета Федерации. Там существует специальная форма заполнения декларации о доходах и имуществе, которую могут проверять правоохранительные органы. Меня, что случается не с каждым сенатором, проверяли, и претензий никаких не было. Если вопросы ко мне имеют налоговые органы, я готов общаться с ними по телефону и направить к ним адвоката. Если же это прокуратура, я не понимаю, причем тут она - это же гражданско-правовой процесс. Я не исключаю, что это предупреждение правоохранительных органов из-за [моего участия в предвыборной кампании Ирины] Хакамады. Возможно это желание разрушить центр управления предвыборной кампании за рубежом".

        Владимир Дубов: "Я не знаю, в чем меня обвиняют, и впервые слышу о такого рода претензиях - я за собой никакой вины не чувствую, кроме того, что 15 лет дружу с Ходорковским. Я полагаю, что в этих претензиях очень сильна политическая составляющая".



Источник: Ведомости