16.01.2004

Airbus стал первым. Он обогнал Boeing по объему производства самолетов



Николай Буланов

         Европейская компания Airbus стала по итогам 2003 г. крупнейшим в мире поставщиком самолетов, обойдя своего конкурента - американский Boeing. Airbus считает, что теперь ей удастся удержать за собой лидерство в течение 6 - 10 лет. Аналитики склонны согласиться с этим прогнозом.

        80проц. Airbus принадлежит европейскому аэрокосмическому концерну EADS, 20проц. - компании BAE Systems. По итогам первых девяти месяцев 2003 г. выручка Airbus составила 12,05 млрд евро, чистая прибыль - 701 млн евро.

        Вчера компания Airbus объявила о том, что впервые за последние 30 лет обошла своего главного конкурента - Boeing и стала мировым лидером по продажам гражданских самолетов. В 2003 г. она реализовала 305 самолетов против 303 в 2002 г. А доля Airbus на мировом рынке увеличилась с 44проц. до 52проц.. В 2003 г. американская компания продала 281 самолет по сравнению с 570 в 2002 г. Общая сумма заказов Airbus, которые компания получила в 2003 г. , составила $32,8 млрд. Прогнозы на 2004 г. у европейской компании также более оптимистичные: она планирует поставить на рынок около 300 самолетов, в то время как в Boeing называют цифру в 275 - 290 самолетов. Представители EADS - крупнейшего владельца Airbus - мотивируют благоприятный прогноз тем, что в ближайшее время никаких коренных изменений на рынке гражданских самолетов не предвидится. Поэтому Airbus удастся сохранить объемы продаж на достигнутом уровне по крайней мере до 2005 г. Так согендиректор EADS Райнер Хертрих заявил недавно о том, что Airbus сохранит за собой лидерство в отрасли "в течение 6 - 8, возможно, даже 10 лет". Ему вторит другой согендиректор компании, Филипп Камю: "У Airbus крупнейший портфель заказов в мире, и компания продает больше самолетов, чем Boeing". Такая тенденция, по его мнению, также сохранится на протяжении "нескольких лет".

        А президент и гендиректор Airbus Ноэль Форжар заявил, что "компания вполне успешно преодолела трудности [связанные со спадом мирового рынка авиаперевозок] в 2003 г. и полностью готова к восстановлению рынка". Вместе с тем финансовый директор Airbus Джон Лиэхи предупреждает, что объемы продаж на мировом рынке гражданских самолетов восстанавливаются не так быстро, как хотелось бы. Лиэхи доволен тем, как продаются самолеты Airbus в Азии, но заявляет, что ему "хотелось бы продавать больше в Европе". По его мнению, ни Airbus, ни Boeing не стоит ждать в этом году заказов от американских компаний. В пресс-службе Boeing вчера отказались комментировать смену лидера в отрасли.

        Аналитики также считают, что Airbus в течение нескольких лет сохранит лидерство. Бенджамин Фидлер из Deutsche Bank отмечает, что Airbus лучше, чем Boeing, справился со спадом на авиарынке. Он напоминает, что портфель заказов компании насчитывает 284 самолета по сравнению с 240 у Boeing. Фидлер считает, что эта тенденция продолжится и благодаря ей Airbus сохранит за собой лидерство в отрасли по крайней мере в 2004 - 2005 гг. "Им удалось зарезервировать за собой большую долю рынка, и это самое важное", - отмечает эксперт. Он также напоминает, что по итогам девяти месяцев 2003 г. , несмотря на то что выручка Boeing превзошла выручку Airbus более чем в три раза (составив $40,36 млрд) , убытки американской компании составили $98 млн. Тогда как европейцы показали 701 млн евро чистой прибыли. (Использованы материалы DJ, FT, 15. 01. 2004. )



Источник: Ведомости