20.01.2004

Долой импорт. "Либеральная промполитика" от администрации президента



Анна Николаева
Александр Беккер

         У предпринимателей, ратующих за активную промышленную политику, появился авторитетный соратник. Руководитель экономического управления администрации Антон Данилов-Данильян считает, что государство должно включиться в работу по созданию предприятий, продукция которых потеснит импорт. Финансировать эти проекты буду, по его замыслу сами импортеры и банки, контролируемые государством.

        С легкой руки Российского союза промышленников и предпринимателей дискредитированная в середине девяностых годов тема промышленной политики снова вошла в моду. Правительство Михаила Касьянова не проявляет к этой теме большого интереса. Но как стало известно "Ведомостям", комитету по промполитике РСПП удалось заручиться поддержкой в администрации президента.

        Данилов-Данильян не сомневается в том, что активная промполитика России жизненно необходима. Несмотря на макроэкономические успехи последних лет, "основной макропоказатель, характеризующий конкурентоспособность национальной экономики - доля высокотехнологичной и наукоемкой продукции в экспорте - продолжает снижаться", поведал он в конце осени членам комитета РСПП. Если так пойдет и дальше, то сальдо внешнеторгового баланса России может стать отрицательным уже к 2010 г. А еще через несколько лет "от больших золотовалютных резервов останутся одни воспоминания" и экономика войдет в предкризисное состояние. Чтобы предотвратить эту угрозу, государство должно "осуществлять активные меры", направленные на реализацию конкретных инвестпроектов.

        Свою версию промполитики чиновник называет либеральной и рыночной. "Предлагается принципиально несоветский подход, - пояснил он "Ведомостям". - Вся чепуха насчет точек роста, локомотивов [экономики] остается в прошлом".

        Государство, по его мнению, должно сконцентрироваться на поддержке новых импортозамещающих производств. "Если аналогичный импортному по качеству товар может быть произведен в России, то бизнесу следует изучить возможности соответствующих капиталовложений", - убежден он. А перспективные для импортозамещения ниши должна подсказать таможенная статистика (см. таблицу на стр. А3).

        По замыслу чиновника, для создания новых производств государство должно усадить за стол переговоров даже те компании, которые конкурируют на российском рынке, так как некоторые "проекты (... ) могут быть слишком дорогими с точки зрения объема капиталовложений для отдельно взятой компании". Убедившись, что промышленники будут покупать продукцию нового предприятия, "следует подтянуть ресурсы подконтрольных государству банков" и предложить поучаствовать в проекте иностранному производителю, который рискует лишиться своей доли на российском рынке.

        Когда же объем инвестиций превышает $100 млн, до четверти всех вложений могут быть профинансированы из госбюджета, полагает чиновник. Правда, на первом этапе, по его мнению, можно будет обойтись предоставлением не живых денег, а госгарантий.

        Зампред комитета по промышленной политике РСПП Владимир Рудашевский рассказывает, что доклад Данилова-Данильяна вызвал живой отклик у бизнесменов. По его словам, свои предложения о создании импортозамещающих производств готовят гендиректор "Русского алюминия" Олег Дерипаска и председатель совета директоров "Вимм-Билль-Данна" Давид Якобашвили. А Росбанк, Внешэкономбанк и Сбербанк уже изъявили готовность финансировать подобные проекты.

        Гендиректор ЗИЛа Константин Лаптев разделяет взгляды Данилова-Данильяна. "Для двигателей, [соответствующих стандарту] "евро-2", приходится покупать компоненты, которые не производят в России, - говорит Лаптев. - А если производство наладить внутри страны, то цена [на двигатели] будет совсем другая".

        Аналитики оценивают идеи чиновника скептически. Обязательства отечественных производителей покупать продукцию на внутреннем рынке ничего не стоят, убежден эксперт Института комплексных стратегических исследований Юрий Симачев. "Ведь через несколько лет импортеры смогут предложить товар более высокого качества и на лучших условиях", - говорит он. "Если частный инвестор взялся построить [импортозамещающее предприятие], он надеется перетянуть спрос на себя и при этом рискует", - возражает на это Данилов-Данильян.

        А директор Центра развития Андрей Клепач считает, что государству надо сконцентрироваться не на импортозамещении, а на решении "наболевших проблем", например поддержке отечественного авиапрома. "Это вопрос национальных приоритетов: будут у нас свои самолеты или нет", - говорит Клепач.



Источник: Ведомости