21.01.2004

Российский рынок кофе считается одним из самых перспективных



На фоне затянувшегося кризиса мирового кофейного рынка его ведущие игроки решили в этом году заставить россиян выпить вдвое больше кофе, чем в прошлом. Рынок кофе действительно вошел в пике и переживает сегодня один из самых сложных периодов за всю свою историю. Мало того, что его охватил кризис перепроизводства, так тут еще основные потребители кофе — европейцы и американцы — дружно ударились в борьбу "за здоровый образ жизни", в концепцию которого кофе никак не вписывается. В результате объем потребления резко сократился, а биржевые цены упали, достигнув десятилетнего минимума Р около 60 центов за фунт (450 граммов).

Главным виновником "кофейных" бед эксперты называют Вьетнам. Сначала он могучим рывком вышел на второе после Бразилии место по производству кофе (во Вьетнаме оно выросло более чем в 80 раз!). Сейчас бразильцы производят около 2 млн тонн кофе в год, а вьетнамцы — 900 тысяч тонн. "Вьетнамский феномен" оказался как нельзя кстати для крупных кофейных магнатов, производящих растворимый кофе: сейчас больше половины мирового рынка контролируют всего три транснациональные корпорации — Nestle, Kraft Food и Pauling Sara Lee Export.

"Кофейные магнаты сбивают цены на сырье, получая на этом огромную прибыль, — комментируют ситуацию в Организации производителей кофе в России. — Если двадцать лет назад на долю кофепроизводителей приходилась треть мировых доходов от экспорта кофе (10 из 30 млрд долларов), то сейчас объем мирового рынка кофе составляет 50 млрд долларов, а доходы стран-производителей упали до 8 млрд долларов. Из всех стран-производителей такая ситуация устраивает, пожалуй, лишь Вьетнам, где очень дешевая рабочая сила, и отрасль все равно приносит большую прибыль. А, к примеру, в Бразилии, где затраты на сельхозрабочих гораздо выше, убытки кофейных плантаторов исчисляются миллиардами".

Чтобы выплыть, "кофейные" державы решили сделать ставку на Россию. Именно российскому рынку, считают они, больше всего подходит роль спасательного круга, удерживающего кофепроизводителей на плаву. Несмотря на то, что Россия занимает одно из последних мест в "развитом мире" по потреблению кофе, именно наш рынок является одним из самых перспективных. Его ежегодный рост, по оценкам экспертов, составляет 12 — 15%.

"Сейчас мировые производители кофе начали агрессивную борьбу за наш рынок, — говорит представитель компании "Бизнес-Аналитика". Они стремятся "сделать" кофе российским народным напитком наравне с водкой, приучить россиян к употреблению "настоящего" зернового кофе и отобрать таким образом часть прибыли у международных корпораций, производящих растворимый напиток. По нашим оценкам, в этом году рост российского рынка может составить 18-20%. Любая закрепившаяся сейчас на российском рынке компания или страна-производитель, в скором будущем сможет получать солидные доходы".

Поставщики кофе уже разработали целую программу популяризации "натурального" кофе в российских массах. Главную роль в ней призван сыграть кофейный ритейл. Поэтому во всех крупных городах России как грибы после дождя плодятся кофейни и "кофехаузы", где предлагают исключительно чистый природный продукт различных сортов.

По словам специалистов, рынок кофеен у нас практически не развит, конкуренция на нем низкая. К примеру, в Москве из общего оборота ресторанов быстрого питания, составляющего 500 млн долларов, на кофейни приходится меньше 10 млн долларов. И хотя эксперты сходятся во мнении, что у этого сегмента рынка хорошие перспективы (только в Москве его потенциал составляет 3 тысячи кофеен, а их пока всего 140), однако о кофейном буме пока никто всерьез не говорит.

"Большинство действующих кофеен пока доступны далеко не всем, — поясняет Алексей Поповичев, глава Организации производителей кофе в России. — Вряд ли любая бабушка забегает туда выпить чашку кофе за 100 — 140 рублей, зная, что себестоимость этой чашки в десять раз ниже. С развитием рынка кофейни ждет та же перспектива, что и рестораны – "классовое" расслоение. Возникнут элитные кофейни с дорогим интерьером и дорогими коньяками к кофе, будут кофейни для среднего класса и кофейный fast food для всех".

"Окультурить" российского потребителя призвано также растущее число специализированных отделов в крупных супермаркетах и магазинов-салонов, где торгуют зерновым кофе, и где внимательные консультанты готовы посветить покупателя во все тонкости выбора и приготовления этого продукта. "Более 50% наших покупателей натурального кофе предпочитают брать молотый кофе и только около четверти клиентов берут кофе в зернах, — признался корреспонденту "РК" продавец-консультант кофейного бутика. — Вообще в России много кофе никогда не пили: Россия — чайная страна. Поэтому в культуре потребления нам еще далеко до просвещенного в кофейном деле Запада. Самые грамотные наши покупатели знают один, максимум два сорта натурального кофе, а большинство клиентов, предпочитающих натуральный кофе, не имеют особых предпочтений".

От "просвещенного" Запада мы отстаем не только в культуре потребления кофе, но и в количестве. Так, по данным Ассоциации "Росчайкофе", каждый россиянин в среднем выпивает 160 чашек кофе в год, а европеец — 700 чашек. Причем, настоящие кофеманы живут в Скандинавии, где на каждого жителя приходится по 1200 чашек кофе в год. И пока кофейные державы сражаются за российского потребителя, сливки с рынка по-прежнему снимают транснациональные корпорации. Россия остается страной растворимого кофе, на долю которого приходится 85% всех продаж. //Русский курьер

Источник: YARMARKA.NET