22.01.2004

РЖД поможет "ЮКОСу". В четыре раза увеличить экспорт нефти в Китай



Илья Хренников

         Компания "Российские железные дороги" решила помочь "ЮКОСу" увеличить в четыре раза экспорт нефти в Китай. Монополия собирается увеличить пропускную способность переходов на российско-китайской границе. Сам же "ЮКОС" тем временем просит правительство снизить в два раза железнодорожные тарифы на транспортировку нефти в Китай. Эксперты сомневаются в реалистичности планов увеличения экспорта сырья по железной дороге.

        "ЮКОС" - крупнейшая нефтяная компания в России, в прошлом году добывшая 80,7 млн т нефти. Выручка "ЮКОСа" за первое полугодие 2003 г. по стандартам US GAAP составила $7,72 млрд, чистая прибыль - $2,22 млрд.

        Уже несколько лет "ЮКОС", крупные добывающие подразделения которого расположены в Восточной Сибири, лоббирует идею строительства трубопровода в Китай из Ангарска (Иркутская область). Именно в этом городе сегодня заканчивается система магистральных нефтепроводов компании "Транснефть". Альтернативой трубе в Китай служит проект трубопровода из того же Ангарска до порта Находка (Приморский край) , который также даст российской нефти выход на восток. Нефть из Находки можно будет экспортировать не только в Китай, но также в Японию, Корею и государства Юго-Восточной Азии. В борьбе за свой вариант прокладки трубы "ЮКОС" заручился долгосрочными контрактами с Китаем. Так, китайская госкомпания CNPC уже заявила о готовности с 2005 г. закупать по 20 млн т российской нефти в год с постепенным увеличением до 30 млн т ежегодно. Правительство России до сих пор не может выбрать маршрут трубопровода и начать строительство, которое при любом из вариантов обойдется не менее чем в $2 млрд.

        Пока длится дискуссия о том, куда строить трубу, "ЮКОС" экспортирует нефть в Китай по железной дороге. По данным компании, в 2003 г. она поставила в Китай 3,3 млн т нефти. Помочь "ЮКОСу" нарастить экспорт в Китай вызвалась РЖД. Вице-президент компании Салман Бабаев заявил вчера, что в нынешнем году РЖД собирается поставить в Китай 6,5 млн т нефти, в 2005 г. - 8 млн т, а в 2006 г. - 12 млн т. "Мы и сегодня готовы, в принципе, эти 12 млн т в Китай перевозить, без строительства какого-либо нового нефтепровода", - цитирует Бабаева агентство Reuters. По словам начальника департамента по связям с общественностью РЖД Константина Пашкова, чтобы обеспечить рост перевозок в Китай, РЖД совместно с "ЮКОСом" работает над увеличением пропускной способности пограничных переходов Наушки и Забайкальск, что потребует инвестиций в "несколько сотен миллионов рублей".

        Сам "ЮКОС" тем временем пытается повторить путь "Русала". Компания пролоббирует установление исключительных тарифов на транспортировку нефти в Китай. "Железнодорожные тарифы в Китай за последние три года выросли на 400%. Это ненормально, - рассказывает источник, близкий к нефтяной компании. - Поэтому "ЮКОС" внес в правительственную комиссию по железнодорожным тарифам и в ФЭК предложения снизить расценки на перевозки нефти в Китай и зафиксировать их в долларах на несколько лет вперед". Информацию об инициативе "ЮКОСа" подтверждает и один из членов правительственной комиссии. По его словам, "ЮКОС" настаивает на двукратном снижении тарифов на китайском направлении, гарантируя увеличение объемов перевозок. "Однако пропускные способности на китайском направлении ограниченны, и непонятно, сможет ли "ЮКОС" нарастить объемы", - сомневается чиновник.

        Аналитик Petroleum Argus Михаил Перфилов напоминает, что осенью премьер Михаил Касьянов обещал не только "ЮКОСу", но и председателю Госсовета Китая Вэнь Цзябао, что Россия увеличит поставки нефти в Китай по железной дороге "на время проектирования трубопровода из Восточной Сибири". Поэтому Перфилов считает, что чиновники вполне могут пойти на установление исключительных тарифов на перевозки "ЮКОСа" в Китай. "Они действительно высокие, - констатирует Перфилов. - Перевозка тонны нефти из Ангарска до погранперехода Забайкальска стоит $51, а до погранперехода Наушки - $27, тогда как еще в 2000 г. эти ставки составляли $14 и $6 соответственно". Однако в возможности РЖД обеспечить перевозку в Китай 12 млн т нефти Перфилов сомневается. "В Забайкальске из-за разной ширины колеи железных дорог в России и Китае нефть приходится переливать из российских цистерн в китайские, причем зимой ее еще приходится нагревать, - объясняет Перфилов. - Так что наращивать мощности погранперехода - дело долгое и дорогое. Только китайцы, со своей стороны, собирались вложить $140 млн".

        ПРОСТОИ ОПЛАТЯТ: Железные дороги и российские морские порты в течение февраля подпишут договоры на организацию грузовых перевозок экспортно-импортных грузов в 2004 г. , заявил вице-президент РЖД Салман Бабаев. По его словам, эти документы "определят четкие рыночные обязательства сторон" и "штрафные санкции" в случае их невыполнения. В частности, партнеры будут платить друг другу за простои вагонов в морских портах или за несвоевременную доставку железными дорогами грузов в порты. По данным РЖД, в 2003 г. из-за простоев вагонов в морских портах железные дороги потеряли около 2,4 млрд руб.



Источник: Ведомости