22.01.2004

IP шагает по стране



По данным российских аналитиков, отечественный рынок IP-телефонии в 2004 году ожидает настоящий бум. Исследователи отечественной телекоммуникационной индустрии в один голос утверждают, что после продолжительного двухлетнего затишья мы наконец-то столкнемся с бурным расцветом новых технологий связи. Примечательно, что и сами "связисты" уверены в том, что поклонников IP в стране прибавилось: по их мнению, в России на порядок выросло число топ-менеджеров, заинтересованных в использовании телекоммуникационных новинок. Они и покупают IP-решения для оптимизации бизнеса и снижения затрат в телекоммуникационной статье расходов. Интересно, что именно сейчас растает спрос на новые технологии связи, основанные на IP. Оптимистично настроенные сторонники компьютерной телефонии учитывают этот факт и даже прогнозируют глобальную замену аналоговых телефонных станций цифровыми. Причем в самом ближайшем будущем.

Первые IP-решения и услуги появились на российском рынке телекоммуникаций несколько лет назад. Не сказать, чтобы эта технология произвела бурную революцию, однако россиян заинтересовали более дешевые звонки по межгороду, которые были основаны на IP. Тогда же появились и первые операторы новой связи, которые до сих пор предоставляют эти сервисы нашим соотечественникам. Такие российские поставщики услуг IP-телефонии, как компании Роснет, МТУ и Comstar, и по сию пору совершенствуют и распространяют IP-услуги для россиян. Но не более. Ускорить широкое распространение "новой телефонии" российским компаниям, к сожалению, не под силу. Разработкой и развитием технологий IP-телефонии занялись западные игроки телекоммуникационного рынка. Оно и понятно: возможности у этих компаний больше.

Именно эти компании диктуют сейчас моду на российском телекоммуникационном рынке, конкуренция на котором в последнее время заметно обострилась. И от того, насколько осторожными и продуманными будут шаги каждого из выживших конкурентов, зависит не только благополучие той или иной компании, но и вектор развития российской IP-телефонии в целом.

Направление развития российского рынка телекоммуникаций задают сейчас два ключевых игрока, конкурирующих между собой: Cisco и Avaya. Единожды сделав ставку на IP-технологию, эти компании всерьез занялись ее продвижением. Причем Cisco решила завоевать рынок разом, внушив россиянам мысль о существовании так называемого "поколения IP". И даже разработала масштабную многомиллионную рекламную кампанию в рамках проекта по ребрендингу в поддержку сетевых технологий. Репозиционирование Cisco означает, что в ближайшем будущем компания постарается убедить российский топ-менеджмент в широких возможностях своих сетевых решений и объяснит им необходимость использования новых продуктов. Тем временем Avaya, уверенная в том, что руководящее звено российских предприятий в вопросах IP давно не путается, продолжит совершенствование своих решений, и, сдерживая натиск Cisco, реализует планы крупного инвестирования в новые IP-разработки, о которых объявила в конце 2003 года.

Тактика конкурентов ясна: масштабные инвестиции в рекламу против последовательного распространения и усовершенствования технологий. Кто станет победителем в этой схватке, россиянам не столь важно. Им уже объяснили, что обостряющаяся конкуренция в итоге сделает рынок цивилизованным и будет полезна потребителю. Важно то, что конкуренты постепенно разводят линии своего бизнеса на разные полюса. Выбрав в качестве целевой аудитории массового потребителя, Cisco постепенно направляется в русло так называемого mass market, в то время как Avaya, оставаясь в тени для широкого потребителя, продолжает совершенствовать свои технологии, ориентируясь на профессионалов.