23.01.2004

В каком направлении проведет компанию Motorola ее новый генеральный директор Эд Зандер?



Когда Эд Зандер 5 января 2004 года стал новым боссом Motorola, первую встречу он провел со своим предшественником, Крисом Галвином. М-р Галвин, внук основателя Motorola, был эмоционально очень привязан к фирме; а м-р Зандер, ранее второй человек в Sun Microsystems, пришел со стороны и известен своим жестким подходом. Галвин ушел в отставку в сентябре в результате разногласий с советом директоров насчет будущего компании и необходимых перемен. Подробности их разногласий не разглашаются, но тот факт, что было принято решение взять человека извне вместо считавшегося фаворитом топ-менеджера Майка Зафировски, говорит о том, что Совет понимает необходимость радикальных мер. Но каких именно?

М-р Зандер признается, что пока не знает. Он планирует потратить несколько месяцев на изучение всех закоулков империи Motorola и на знакомство с конгломератом, имеющим так мало общего с Sun. Самый большой бизнес Motorola (40% доходов) – производство мобильных телефонов, т.е. продуктов, ориентированных на конечных пользователей, а не на правительство и крупные фирмы, как у Sun. Но Motorola также производит микрочипы, приставки к телевизорам, модемы, оборудование для домашних кинотеатров, радиостанции, оборудование для беспроводной связи, сетевое оборудование и автомобильную электронику. А на последней выставке в Лас-Вегасе было объявлено, что компания выходит на рынок плоских телевизоров, оставленный ею в 1970-х.

В отличие от Sun, хорошо знающей своих противников, компании Motorola приходится конкурировать с сотнями фирм на десятках рынков. В результате – классическая неэффективность конгломерата. Компания вынуждена распылять усилия и не способна действовать агрессивно на всех рынках. Не получается и экономии масштабов, даже наоборот. Подразделения Motorola, по сути, действуют, как независимые фирмы, как дети, соревнующиеся за внимание родителя. У каждого подразделения даже есть своя стратегия. Временами Motorola провозглашает внешне внятную общую стратегию, но она, как правило, не находит применения в реальности.

Работой м-ра Зандера будет разгребать весь этот «бардак», повышать эффективность и, что наиболее важно, определить направление будущего развития компании. Вместо того, чтобы избавляться от убыточных подразделений, м-р Галвин предпочитал выискивать оправдания и любил обещать, что дела в конов концов поправятся. Вскоре после его отставки Motorola демонстративно объявила о намерении избавиться от заводов по производству микросхем. Судя по всему, назначение Зандера означает, что Совет директоров хотел бы продолжить движение именно в этом направлении.

Одним из путей является копирование модели Nokia, компании, потеснившей в 90-х Motorola с лидерских позиций на рынке мобильных телефонов. Доля Motorola сейчас 15%, а у Nokia 35%. Причем третий номер, Samsung, стремительно нагоняет. Победа Nokia обусловлена фокусированием исключительно на телефонах, понимании первостепенной роли дизайна и высочайшей эффективностью производства. Motorola недавно осознала важность дизайна, но ее мобильное подразделение просто чудовищно неэффективно по стандартам отрасли – валовая прибыль всего 3%, по сравнению с 23% у Nokia и 20% у Samsung.

Копирование модели Nokia будет означать не только устранение упомянутых проблем (м-р Зандер как раз имеет подходящую квалификацию), но и продажу большинства остальных подразделений компании. Motorola уже рассматривала возможность «поменять» производство оборудования для инфраструктуры беспроводной связи на мобильный бизнес Siemens, что увеличило бы ее долю рынка до почти 25%. (м-р Галвин возражал). Но концентрация исключительно на мобильных телефонах очень рискованна. Технологии, которыми обладает Motorola, выше всяких похвал, но фирма имеет крайне смутное представление, чего именно хотят потребители. Причем, здесь не может помочь и м-р Зандер. И хотя рынок мобильной связи растет на 6-7% в год, конкуренция на нем все обостряется.

Другой радикальной альтернативой стала бы продажа мобильного подразделения, прежде чем доля рынка окончательно будет размыта (так в частности поступил Ericsson), и полностью уйти с потребительского рынка. М-р Зандер без сомнения будет чувствовать себя как дома на рынке B2B и правительственных поставок. Однако, трудно себе представить что компания решится на подобный шаг.

Так что наиболее вероятное развитие событий – смесь из двух приведенных альтернатив. Motorola избавится от отдельных продуктов, повысит эффективность и попытается, по примеру Samsung, извлечь выгоду из конвергенции между коммуникациями и развлечениями. У м-ра Зандера есть способности заставить внутренний мотор компании заработать в полную силу, но прежде ему необходимо определить направление движения.

The Economist

Источник: V-RATIO.RU