23.01.2004

Спрос восстановился. Американцы вновь покупают новые автомобили



Николай Буланов
Кирилл Корюкин
Ведомости

         Несмотря на большие проблемы, ведущие американские автомобилестроители завершили год лучше, чем предсказывали аналитики. Восстановившийся спрос американцев на машины оказался более сильным фактором, чем затраты компаний на реструктуризацию, откупные профсоюзам и другие издержки производства. Например, Ford получил прибыль впервые с 2000 г.

        По итогам 2003 г. компания Ford получила чистую прибыль в $495 млн, или 27 центов на акцию. В 2000 - 2002 гг. Ford фиксировал ежегодные убытки. Выручка компании в 2003 г. составила $164,2 млрд. По прогнозам компании, в I квартале 2004 г. прибыль от операций составит 40 - 45 центов в расчете на акцию, а за весь год - $1,2 - 1,3 на акцию. Несмотря на рост прибыли, доля компании на американском рынке уменьшилась в 2003 г. на 0,7% до 20,8%. Общие продажи Ford снизились за год на 3,6% , составив 6,72 млн автомобилей.

        Наблюдатели говорят, что Ford - автомобильная компания N 2 в мире - на правильном пути. Аналитик Майкл Джексон из исследовательской компании CSM считает, что Ford постепенно справляется с мешавшими ему в последние годы проблемами. Он отмечает, что компания проводит правильную маркетинговую политику и пытается наверстать упущенное в области небольших пассажирских автомобилей. "Они переоценили своих покупателей и [в последние годы чрезмерно] усовершенствовали многие из своих моделей. Но клиенты оказались не готовы платить за некоторые нововведения, например улучшенные системы безопасности", - говорит Джексон. Аналитик добавляет, что в 2004 г. у Ford вряд ли получится догнать лидера мирового рынка - General Motors. "У них лучше идут продажи в секторе грузовиков, а также дорогих, элитных моделей", - замечает он.

        General Motors продолжает оставаться крупнейшим автомобильным концерном в мире. В 2003 г. GM продала 8,6 млн автомобилей (около 15% мирового рынка) , из которых 4,1 млн пришлись на США (около 28% рынка). Выручка компании составила $185,5 млрд, чистая прибыль - $3,2 млрд. В GM считают, что добиться таких результатов ей помогли доходы от ипотечного кредитования и хорошие показатели СП General Motors с китайскими автопроизводителями. В дальнейшем компания, по словам ее руководителей, собирается больше полагаться на свой основной бизнес - производство автомобилей, чем на финансовые подразделения.

        Третье место среди производителей заняла Toyota, продавшая более 6,5 млн автомобилей (из них на США пришлось около 2 млн). Выручка компании в 2003 г. выросла на 20% и составила $128 млрд, чистая прибыль выросла на 49,6% до $6,25 млрд. А в 2004 г. Toyota, которая уже давно наступает на пятки Ford, по количеству проданных автомобилей может обойти американский концерн.

        По оценке Джексона, в 2004 г. объем общемирового рынка автомобилей составит около 60 млн машин. Из них 17,3 млн придется на США.

        Эксперты считают, что больше всего на увеличение доходов автопроизводителей повлиял экономический рост в США. "Потребители опять готовы платить деньги за автомобили", - говорит аналитик Merrill Lynch Джон Кейсеса. Он считает, что в следующем году GM сохранит за собой лидерство. "Основные показатели их бизнеса улучшаются, несмотря на ужесточающуюся конкуренцию", - говорит Кейсеса. (Использованы материалы FT, 20, 22. 01. 2003. )



Источник: Ведомости