26.01.2004

Государство раскулачит "нефтянку"



Екатерина КРАВЧЕНКО, Алексей ТИХОНОВ

Cледуя пожеланию российского президента, правительство активно занялось совершенствованием механизма налогообложения нефтяной отрасли. Главная цель - изъятие сверхдоходов у нефтяников, которые сегодня приносят государству около $6 млрд в год, а могут, по расчетам чиновников, на $3 млрд больше.

Над созданием новой системы налогообложения нефтяных компаний сейчас активно работают в Минфине и Минэкономразвития (МЭРТ). В последнем разрабатывают систему дифференциации налогов на добычу полезных ископаемых (НДПИ) с тем, чтобы сделать ее более справедливой и учитывать при налогообложении качество месторождений, которые разрабатывают компании. Напомним, что в 2002 году НДПИ стал единым, что заставило многие компании "проредить" число используемых скважин и закрыть нерентабельные месторождения. Главная задача МЭРТа - увеличение доходов государства от ТЭКа. По словам замминистра Аркадия Дворковича, если цена на нефть возрастет до $35 за баррель, нынешний "порог изъятия будет явно заниженным". То есть государство не получит своей доли от сверхприбыли нефтяников. Это чиновники намерены исправить.

Минфин, в свою очередь, разрабатывает механизм сбора налога на дополнительный доход, который позволит изымать сверхдоходы при высоких ценах на нефть: будут сопоставлять накопленные доходы с расходами и большую часть излишков изымать в бюджет.

Депутаты также решили идти в ногу с правительственным заданием. Думская фракция "Родина" уже направила в правительство свой законопроект, радикально меняющий систему налогообложения недропользователей. Этот законопроект по сути близок идее НДД Минфина. Стоимость углеводородов рассчитывается нарастающим итогом за налоговый период как произведение количества углеводородов. При этом учитывается отношение накопленного дохода к сумме накопленных расходов и определяются размеры налоговых ставок.

В нефтяных компаниях возросший ажиотаж вокруг налогового вопроса вызывает лишь недоумение. При этом ни одна из компаний официально не комментирует предлагаемые новации. Лишь в "ЛУКОЙЛе" и "Сургутнефтегазе" "Финансовым Известиям" сообщили о том, что дифференциация НДПИ вполне логична и более справедлива.

По мнению экспертов, уровень налоговой нагрузки динамично растет с каждым годом. Это подтверждают и в нефтяных компаниях. По расчетам, государство получает 70% от продажи нефти на внешнем рынке. По данным Института финансовых исследований, налоговые платежи нефтяников возросли с 2002 года с 19 млрд до 26 млрд долларов. "При нынешнем уровне налоговой сознательности и фискального администрирования менять налоговую систему и переносить нагрузку в соответствии с мировой практикой на налог на прибыль бессмысленно", - считает начальник департамента Института финансовых исследований Олег Ордин. Дело в том, что в части уплаты НДПИ и экспортных пошлин, которые составляют 70% налогов с нефтянки, оптимизация практически невозможна. Другое дело налог на прибыль: здесь законодательство дает достаточно возможностей для снижения налоговых платежей.

Депутатские инициативы блока "Родина" представляются экспертам скорее чисто популистским шагом.

Каждая тонна нефти, добытая российскими компаниями, принесла в прошлом году в российский бюджет от 61 до 66 долларов. Но доля налогов в общих доходах разных компаний существенно различалась. По экспертным оценкам, у "Сибнефти" она составила примерно 31%, а у "Сургутнефтегаза" - все 45%. Дело в том, что российское налоговое бремя накладывается на физические показатели - добычу и экспорт. В результате главным интересом компании и ее акционеров становится разработка высокопродуктивных скважин, которые приносят большие доходы. Наиболее приспособленной для такой системы налогообложения оказались бизнес-модели компаний "Сибнефть" и "ЮКОС", которые имеют в своем распоряжении достаточный запас таких месторождений.

Государство, используя косвенные налоги, фактически стимулирует подобные методы работы. Это стало последствием "простой" системы налогообложения, которая сводится к обозрению мировой цены на нефть и физических объемов добычи. В других странах правительства перемещают большую часть бремени на прибыль компании, таким образом стимулируя больший охват производства. Для нефтяных компаний действует специальная шкала налогообложения прибыли, которая достигает 50%. Доля всевозможных роялти снижается. В общем итоге это ведет к эффективному распределению сверхдоходов. В среднем по миру соотношение их составляет 30% (у компании) к 70% (у государства). В России, несмотря на большое налоговое бремя, соотношение другое - государство у нас получает не более половины доходов от нефти. В такой системе увеличение косвенного бремени может привести лишь к ухудшению общей ситуации. "Это близорукая позиция", - считает Виталий Ермаков из компании CERA.

Возникает правомерный вопрос - почему государство не собирает больший налог с прибыли. Потому что не умеет. И не хочет учиться.

Михаил СУББОТИН, советник Минэнерго

- В последнее время активно обсуждается идея изменения системы налогообложения в нефтяной отрасли. Речь идет о стремлении государства увеличить свои доходы или повышении эффективности системы налогообложения?


- Есть разные точки зрения. Одни предлагают оставить систему прежней, считая ее простой и эффективной, несколько усилив налоговое бремя на компании. Другие хотели бы обеспечить дифференциацию налогообложения прежде всего нефтяных компаний, чтобы она учитывала качество разрабатываемых месторождений. На деле решить одновременно обе задачи - увеличить поступления рентных платежей в казну и при этом провести их дифференциацию вряд ли удастся: если будет проведена дифференциация, может вырасти доля добычи с "плохих" запасов у компаний, а значит, может снизиться уровень платежей "на круг". А если еще и упадут цены на нефть, то вообще будет не до разговоров об увеличении рентных платежей.

- Как вы оцениваете идею Минфина о введении налога на дополнительные доходы?

- Эта система возможна при разработке новых месторождений, хотя даже в этом случае такой подход неоптимален. Реализовать эту модель будет непросто, поскольку потребуется создать полноценную систему учета произведенных компаниями затрат по разным месторождениям в прошлые годы плюс установить справочные цены. Иначе этот механизм может резко увеличить налоговую нагрузку и остановить деятельность многих нефтяных компаний. Вообще нужно уходить от налоговых инструментов в недропользовании и переходить на рентные платежи, совершенствуя процедуры предоставления прав пользования недрами, делая их прозрачными для контроля и укрепляя экспертную базу.

- Насколько сейчас вообще целесообразно реформировать систему налогообложения нефтяной отрасли?

- Это нужно было делать еще вчера. Из-за уравнительного налогообложения и отказа от СРП браконьерство уже состоялось. В предыдущие четыре года прирост добычи составлял 6, 7,7, 9,2 и 11%. Сливки сняли. В 2004 году прирост, по оценкам, не превысит 3%. Да еще при условии сохранения высоких цен. Дальше дело может обстоять еще хуже. И в этот момент вместо создания инвестиционных стимулов для увеличения налогооблагаемой базы предлагается нарастить поступления от нефтяной отрасли. Ради чего государство собирается увеличить сбор платежей с нефтяных компаний? Чтобы еще больше раздуть стабилизационный фонд, средства которого будут вложены в низкопроцентные ценные бумаги за рубежом. Какой от этого прок нашему государству, а главное, населению? Создание такого фонда - это признание инвестиционной ограниченности внутреннего рынка, а точнее, государство расписалось в неумении эффективно использовать для развития национальной экономики и те огромные рентные платежи, которые собираются сегодня.

Олег ОРДИН, руководитель департамента корпоративных финансов Института финансовых исследований

- Как вы оцениваете нынешних уровень налогообложения нефтяных компаний?


- Я считаю, что государство получает достаточно средств от нефтяной отрасли, что является следствием высоких мировых цен на нефть.

- Однако, по мнению некоторых экспертов, государство должно получать от нефтянки гораздо больше доходов. Сейчас, по некоторым расчетам, нефтяные доходы между государством и компаниями распределяются в пропорции 50 на 50, а должно быть - как в мировой практике: 70 на 30.

- Все зависит от методологии подобных оценок. Пропорции на самом деле несколько иные. В 2003 году, например, государство получило от нефтяной отрасли $26 млрд, а компании в общей сложности - $6 млрд. Да и зависимость бюджета от нефтяной отрасли сильно преувеличена. Доля поступлений от нефтяного сектора в 2004 году составит всего 15%.

- Сейчас обсуждается несколько моделей изменения системы налогообложения в нефтяной отрасли. По вашему мнению, фискальная нагрузка на нефтяные компании вырастет?

- Главной среди обсуждаемых идей является дифференциация налога на добычу полезных ископаемых. Но даже если правительство решится пойти на этот шаг, налоговая нагрузка не вырастет, а, напротив, может уменьшиться, поскольку для компаний будет выгодно подвести свои месторождения под более низкие ставки налогообложения. Но при этом при введении дифференцированной ставки НДПИ компаниям станет выгоднее продолжить разработку старых и менее эффективных скважин.


Нефтяной социализм на арабском песке

Бюджет Саудовской Аравии на 80% наполняется от доходов нефтяного сектора. Так как нефтяной сектор страны находится в полном хозяйственном ведении государства, вопрос о распределении сверхдоходов здесь не стоит в принципе. В стране фактически отсутствует и налоговая система. Здесь нет налога на прибыль, НДС и налога с продаж. В Саудовской Аравии плановая экономика -пятилетнее планирование ведется здесь с 1970 года. Считается, что нефтяные доходы в стране распределяются равномерно по всему населению. Система субсидий, бесплатное образование и здравоохранение поддерживают эти представления. Каждый саудовский житель, например, имеет право получить эквивалент 80 тыс. долларов на строительство собственного дома. В 1999 году в стране было 120 тыс. миллионеров, которые в общей сложности владели 400 млрд долларов.


Рейтинг российских налогоплательщиков

Газпром 1,89
Роснефть 3,32
Сургутнефтегаз 3,78
ЛУКОЙЛ 4
Татнефть 4,17
ЮКОС 4,48
ТНК Int 5,39
Сибнефть 7,47

Источник: Расчет Института финансовых исследований.

Источник: Известия