26.01.2004

«Макинтошу» — 20 лет



Евгения Новикова

В 1997 компания Apple Computer праздновала свое 20-летие выпуском ограниченного тиража юбилейных компьютеров. Стоимость компьютера составляла 10 000 долларов, и в эту сумму входили доставка на лимузине и личный техник. Однако поставка машин задержалась почти на год. К тому же, на тот момент Apple потеряла миллиард долларов и уже несколько лет находилось в стороне от инновационных путей. Юбилей не удался.

В этом году Apple отмечает другую 20-тилетнюю веху, и может похвастаться регулярной прибылью, ведущим музыкальным онлайн-архивом и кучей денег. А 20 лет назад компания принимала первые заказы на компьютеры Macintosh. Легендарный рекламный ролик «1984» во время Супер Кубка в 1984 году обеспечил им невероятный спрос. Сюжет 60-секундного ролика был навеян антиутопией Оруэлла: серая масса рабочих в униформе, пассивно наблюдающих за гигантским экраном. На экране — Большой Брат провозглашает лозунг: «Сегодня мы празднуем первую, великолепную годовщину Инструкций по моральному очищению». Бегущая женщина в костюме с эмблемой «Макинтоша» и красных шортах бросает молоток в экран, он рвется, и из его разрывов льется поток белого света. Ролик заканчивался объяснением, почему «1984 не будет похож на ‘1984’».

Признанная одним из лучших коммерческих фильмов, эта реклама анонсировала нововведения Apple: компьютер с мышью, графическим (а не текстовым) интерфейсом и лазерный принтером с факс-машиной, в которой скомбинировали модем, термический принтер и сканер. Apple не изобрела ни одной из базовых технологий, просто объединила их в привлекательный продукт с доступной ценой. «Мы чувствовали, что призваны изменить мир, — вспоминает разработчик системы и интерфейса „Макинтоша“ Бад Триббл (Bud Tribble). — Это была революция в мире интерфейса командной строки». «Макинтош» не был похож на другие компьютеры, и кроме нескольких человек никто не умел работать с мышью или графическим интерфейсом. Но рекламный ролик запечатлелся в общественном сознании несмотря на то, что был показан всего 2 раза.

За следующие 20 лет Apple от первенства в программном обеспечении и аппаратных средствах пришла к равной борьбе с Intel, Microsoft и IBM. Сначала компания имела огромную долю на рынке и грандиозные прибыли, особенно за счет домашних и учебных компьютеров. Проблемы начались, когда на рынок вышли клоны IBM PC, которые стоили существенно меньше и также имели графический интерфейс — выпущенную корпорацией Microsoft ОС Windows. Apple пыталась снизить свои затраты, занимаясь производством интегральных схем, но это не помогло.

Аналитик Тим Баджарин (Tim Bajarin), президент калифорнийской компании Creative Strategies, связан с Apple почти все время ее существования. Он считает, что компанию спасла отставка Стива Джобса в 1985 году. Джобс ушел из Apple и основал фирму NeXT, ориентированную на создание операционных систем, а также сосредоточился на компьютерной анимации. К 1996 году Apple оправилась от потери 2 миллиардов долларов в течение 2 лет и купила NeXT. В 1997 году Джобс стал советником Apple и взял власть в свои руки. ОС NeXT послужила основой MacOS X, новой операционной системы Apple. Триббл, покинувший фирму вместе с Джобсом, вернулся в Apple в 2002 году вице-президентом. Он считает нынешнюю ОС и программное обеспечение Apple воплощением идей, высказанных еще в 1984 году и взлелеянных в NeXT.

В прошлом году в США Apple продала всего 3% своих компьютеров, согласно данным компании Gartner, исследовавшей рынок. Однако компания смогла познакомить потребителей с новыми технологиями, хотя большую часть прибыли приносит основной рынок, заинтересованный в новых компьютерах и периферии. Баджарин считает, что благосостояние Apple зависит от того, сможет ли компания распространить успех серии iPod на другие области домашнего хозяйства и развлечений. Критики, предсказывавшие упадок Apple, допускают одну, но существенную ошибку: против Стива Джобса нельзя держать пари.

Источник: WEBPLANET.RU