26.01.2004

Виновные найдены. В Госдуму правых не пустили Кремль, собственное руководство и российские избиратели



Анна Николаева

         Правые разобрались в причинах своего поражения на парламентских выборах. Главный вывод - СПС не смог адаптироваться к новым политическим реалиям и организовать эффективную предвыборную кампанию. Население страны "не воспринимает" лидеров партии, потому что они ассоциируются у него с социальной катастрофой 90-х гг. , а Кремлю больше не нужны их идеи и посредничество в общении с Западом.

        На съезде СПС в минувшие выходные правые разбирали причины своего поражения на выборах. Созданная политсоветом партии комиссия выпустила доклад, с которым на съезде выступил бывший депутат Госдумы от СПС Константин Ремчуков. В нем говорится, что по сравнению с 1999 г. правые оказались "в принципиально иной ситуации в политическом пространстве". Например, говорится в докладе, СПС, в отличие от 1999 г. , не удалось заручиться поддержкой "сверхпопулярного президента Владимира Путина", который теперь "однозначно опирается лишь на "Единую Россию". Кроме того, в последние 2 - 3 года правительство все меньше нуждалось в экономических разработках правых, президент научился дружить с Западом без либеральных посредников, а "развязанная Кремлем атака на олигархов ударила по СПС, воспринимавшемуся в обществе как партия крупного капитала".

        "Вместо того чтобы накануне избирательной кампании проанализировать политическую ситуацию, СПС стал действовать прежними методами, - говорит Ремчуков. - Правые не смогли адекватно отреагировать на повестку избирательной кампании, сформулированную Кремлем: борьба с олигархами и бедностью, перераспределение ренты и удвоение ВВП".

        Ремчуков связывает неудачную кампанию и с негативным восприятием в обществе лидеров СПС. "Не преодолев предрассудки [общества] в отношении Егора Гайдара, Анатолия Чубайса, Бориса Немцова и Ирины Хакамады, невозможно заставить избирателя поверить тому, что они говорят", - отмечается в докладе. Самой большой "электоральной потерей" Ремчуков называет бизнес. "Кадровые ресурсы большой бизнес не смог задействовать [для поддержки СПС] по конъюнктурным соображениям, - говорится в докладе. - А средний и малый бизнес голосовал скорее всего за партию власти [... ], так как ничего внятного от СПС им не было адресовано". При этом избирательным штабом партии была предпринята "некорректная попытка расширения электоральных групп": СПС пытался обратиться к "бюджетному электорату, пенсионерам (например, Чубайс рассылал письма о снижении тарифов [на электроэнергию]) , т. е. к тем, кто ни в каком случае не проголосовал бы за партию реформ".

        Кроме того, Ремчуков указывает на плохую организацию кампании. "Деньги региональным отделениям [... ] либо не выделялись вообще, либо направлялись в минимальном объеме, - говорится в докладе. - При этом финансовые потоки распределялись в непрозрачном режиме".

        Спасти кампанию правых, по мнению Ремчукова, могло объединение с "Яблоком". "Вместе партии набрали бы минимум 6 - 7% , а более вероятно - 8 - 10% ", - отмечается в докладе комиссии. В самом "Яблоке" не согласны с такими выводами. По словам зампреда "Яблока" Сергея Митрохина, половина электората "Яблока" болезненно отреагировала бы на объединение, прежде всего в силу наличия в СПС фигуры Чубайса. "10 - 20% ушло бы и от СПС, - говорит Митрохин. - В результате наш электорат забрала бы "Родина", а избирателей правых - "Единая Россия".

        Эксперты убеждены, что правые сами виноваты в своем поражении. Руководитель направления политконсалтинга компании "Кузьменков и партнеры" Владимир Кравцов указывает на рекламные провалы в кампании. "Вспомните рекламу, где лидеры СПС летят на хорошем самолете и размышляют о судьбе страны, - приводит пример Кравцов. - Создавалось впечатление, что руководители партии не ходят по земле и далеки от электората".

        Замгендиректора Центра политических технологий Дмитрий Орлов считает, что правые ошиблись с выбором целевой группы. "Они сделали ставку на людей, которые преуспели в 90-е гг. , а эту группу полностью забрала "Единая Россия", - говорит политолог.

        Несмотря на провалы в кампании, правые не намерены сдаваться. Ремчуков предлагает партии создать "теневое правительство", которое будет предлагать варианты решения проблем государства и рекламировать их в СМИ.

        Эксперты скептически оценивают перспективы СПС и говорят, что правый фланг заполнят новые лица с новой идеологией. "СПС может повторить судьбу Демвыбора России [предыдущего объединения правых]: сначала медленная маргинализация, а потом распад", - полагает Орлов. "Многие идеи нынешних лидеров СПС себя дискредитировали", - считает президент фонда "ИНДЕМ" Георгий Старов.

        Кравцов полагает, что правую нишу могут заполнить политики с государственнической идеологией. Понимают это и сами правые. Комиссия СПС опасается, что Кремль решил сформировать двухпартийную систему, где справа будет стоять "Единая Россия", а слева - партия, собранная из осколков блока "Родина" и КПРФ. В такой системе места для СПС нет, а самостоятельная политическая деятельность в России затруднена. В стране не осталось ни одного телеканала, не подконтрольного Кремлю, а "вне телевидения никакой политической жизни уже не существует", констатирует комиссия СПС.

        СТАРЫЕ ЛИЦА В ОБНОВЛЕННОМ СПС: Съезд СПС решил реорганизовать руководство партии. Четыре сопредседателя - Борис Немцов, Ирина Хакамада, Егор Гайдар и Анатолий Чубайс подали в отставку. Весной очередной съезд выберет одного лидера партии. Правда, съезд СПС переизбрал всех бывших сопредседателей в политсовет. В результате тайного голосования Чубайс получил 123 голоса, Гайдар - 114, Немцов - 100, 90 человек отдали свои голоса Хакамаде, передает "Интерфакс". Всего в составе политсовета 25 человек. По словам Бориса Немцова, вопрос о новом лидере можно решить только после выборов президента. "Если Хакамада наберет [на них] больше, чем СПС на думских выборах, то очевидно, что она лидер по факту", - говорит Немцов. В любом случае лидер должен быть человеком "известным и популярным", считает Немцов. Источник в партии предположил, что таковым может стать Чубайс. Съезд не стал поддерживать Хакамаду на выборах, предоставив сторонникам партии право "свободного голосования". По словам источника в СПС, Хакамада не получила официальной поддержки, так как некоторые делегаты высказались в поддержку Владимира Путина.



Источник: Ведомости