28.01.2004

Заплатите за задержку рейса. Евросоюз ужесточил санкции к авиакомпаниям



Кирилл Корюкин

         Еврокомиссия ужесточила санкции к авиакомпаниям. С 2005 г. пассажирам, чей рейс был отменен по вине перевозчика, авиакомпании будут платить компенсацию в размере до 600 евро, а при задержке рейса более чем на пять часов - возвращать стоимость билета. Авиакомпании считают санкции слишком жесткими. Они отмечают, что введение новых правил больно ударит по отрасли, и в первую очередь по авиакомпаниям-дискаунтерам.

        В понедельник министры стран Евросоюза одобрили новые правила выплаты компенсаций пассажирам, вовремя не попавшим на рейс по вине авиакомпаний. Они вступят в силу с 2005 г. Правила гласят, что за снятие пассажира с рейса компаниям придется выплатить клиенту компенсацию. При полетах на расстояние менее 1500 км ее сумма составит 250 евро, для рейсов внутри ЕС или на расстояние 1500 - 3500 км - 400 евро, для всех остальных - 600 евро. При отмене рейса пассажиры смогут получить компенсацию по этим же тарифам в случае, если авиакомпания не уведомила их за две недели до вылета либо не предложила рейс, близкий по времени к запланированному. А при задержке рейса более чем на пять часов компании придется вернуть стоимость билета. Новые правила в отличие от нынешних распространяются не только на рейсы в ЕС, но и в обратную сторону, и не только на регулярные рейсы, но и на чартерные.

        Вице-президент Еврокомиссии Лойола де Паласио говорит, что новые правила усилят защиту прав пассажиров. Но авиакомпании инициативой еврочиновников недовольны. Большинство крупных авиакомпаний уже давно предоставляют компенсации, но их не устраивает, что теперь они станут фиксированными и обязательными для всех. Наиболее резко против нововведения выступали представители дисконтных авиалиний, такие как Ryanair. Они отмечают, что уровень прибыли в авиаотрасли в целом и так низкий, а у дискаунтеров особенно, поэтому новая система компенсаций ударит прежде всего по ним. Ryanair и другие дискаунтеры яростно сопротивлялись принятию новых правил и не собираются отказываться от дальнейшей борьбы. Ожидается, что ассоциация дискаунтеров, которую возглавляют Ryanair и германская Hapag-Lloyd Express, будет продолжать противостоять введению новых правил. Один из их главных аргументов - это то, что авиакомпании часто не могут предотвратить задержки рейсов.

        Представители некоторых авиалиний считают, что новые правила могут стоить потребителям лишних денег вместо того, чтобы защитить их. Улучшить сервис важно, говорит менеджер по продажам и маркетингу SWISS Алексей Епифанов. Но он опасается, что введение резких изменений в регулировании авиаперевозок, может иметь обратный эффект. Епифанов прогнозирует, что новые правила вытеснят с рынка многие авиакомпании, в том числе низкобюджетные. В результате оставшиеся игроки смогут занять монопольные позиции и поднять цены. Епифанов уверен, что если этого и не произойдет, то цены на билеты все равно повысятся вслед за увеличением издержек для авиакомпаний.

        По мнению Епифанова, пока непонятно, как определить вину компании в задержке рейса. Он отмечает, что решение о том, подходят ли погодные условия для полета, или о том, есть ли необходимость сгрузить часть багажа, принадлежит пилоту. Оно субъективно, и невозможно доказать его правильность. Но охотников доказать, что компания была неправа, и заработать на этом найдется немало, говорит Епифанов.

        Из европейских стран новые правила меньше всего понравились Великобритании и Ирландии. "British Airways предлагает щедрые компенсационные выплаты пассажирам, которым было отказано в посадке, - сообщил "Ведомостям" представитель компании. - British Airways также предоставляет право пассажирам перебронироваться, изменить маршрут и получить компенсацию, в том случае если мы отменяем маршрут. Мы считаем, что уровень компенсационных выплат, установленный ЕС, поднят непропорционально и что условия по уходу за пассажирами слишком завышены, когда отмена или задержка рейса не зависят от авиакомпании". Представитель British Airways отмечает, что сейчас не время для принятия столь жестких решений, так как отрасль находится в затяжном кризисе, связанном с событиями 11 сентября 2001 г. , войной в Ираке, эпидемией атипичной пневмонии и борьбой с терроризмом.

        По словам представителей "Аэрофлота", новые правила затронут и российскую компанию. Сейчас денежные компенсации пассажиру, вовремя не попавшему на рейс по вине компании, не предусмотрены, возможен только обмен билета.



Источник: Ведомости