29.01.2004

Трубу сдают в концессию. Но Украина требует себе половину прибыли ГТК



Александр Беккер
Олег Гавриш

         Киев согласился изменить национальное законодательство, чтобы передать магистральные трубопроводы в концессию газотранспортному консорциуму (ГТК) в составе "Газпрома" и "Нафтогаза Украины". Российские чиновники довольны, что дело сдвинулось с мертвой точки, но сами поправки считают половинчатыми и ущемляющими интересы Москвы.

        У истоков консорциума стояли лидеры России, Украины и Германии - Владимир Путин, Леонид Кучма и канцлер Германии Герхард Шредер, заинтересованный в подключении к консорциуму Ruhrgaz. Консорциум был учрежден 2 ноября 2002 г. на паритетных началах "Газпромом" и НАК "Нафтогаз Украины". Цель ГТК - гарантированные поставки российского газа в Европу.

        Общая протяженность газотранспортной системы Украины - 36 000 км. На транзит газа работает 11 000 км. По этим сетям в 2004 г. Россия экспортирует 127,8 млрд куб. м, из которых 110 млрд куб. м - в Европу.

        Украина отвергла возможность приватизации магистрали и подземных хранилищ газа. Долгое время Киев выступал и против передачи трубопровода в концессию. "Это неприемлемый для Украины вариант", - говорил в мае прошлого года, ссылаясь на законодательство, Леонид Кучма. Сроки предынвестиционной фазы создания консорциума дважды продлевались: "Нафтогаз" и "Газпром" не могли договориться, какие сети и на каких условиях передавать в концессию, какие изменения требуются для этого внести в законы.

        Но в декабре Кучма отправил в отставку главного противника концессии, вице-премьера Виталия Гайдука. А на прошлой неделе состоялась встреча Путина и Кучмы в Киеве. Сотрудник пресс-службы "Нафтогаза" сообщил "Ведомостям", что "президенты окончательно договорились создавать консорциум на базе всей украинской газотранспортной системы". По его словам, "Нафтогаз" уже подготовил пакет поправок в украинское законодательство.

        Поправки предполагают, что в законе "О приватизации государственного имущества" магистральные газопроводы и газохранилища будут исключены из перечня объектов, запрещенных к приватизации. Закон должен быть дополнен статьей, предоставляющей участникам концессии, которые успешно управляли имуществом, преимущественное право на его приобретение. В законе "О трубопроводном транспорте" необходимо оговорить передачу газопроводной системы и хранилищ в концессию. Ту же норму следует внести в закон "О концессиях". Еще одна поправка допускает передачу консорциуму газотранспортной системы в концессию без конкурса.

        Авторы поправок оговариваются, что "магистральные газопроводы Украины передаются в концессию с учетом национального интереса Украины". Для этого в закон "О нефти и газе" должно быть вписано прямое разрешение на подключение к консорциуму третьих стран. Прибыль ГТК эксперты "Нафтогаза" предлагают делить поровну: 50% - Украине, 50% - остальным участникам консорциума. При этом Украина по их замыслу должна иметь решающий голос в консорциуме.

        Вице-премьер РФ и председатель наблюдательного совета консорциума Виктор Христенко приветствует намерения Украины корректировать законодательство, что раньше "было камнем преткновения". По его мнению, срок концессии не может быть менее 50 лет. Конкретные нормы законодательства, по словам Христенко, будут уточняться. "Мы должны поставить их в контекст расчетов эффективности управления газотранспортной системой на условиях концессии, - говорит он. - Полагаю, оценка стоимости [сетей], согласование условий инвестиций и других параметров будут одинаково болезненны для обоих участников".

        Сотрудник "Нафтогаза" говорит на условиях анонимности, что разброс в оценке стоимости трубопроводов велик - от $1,2 млрд до $10 млрд. По его словам, не решено до конца, включать ли в перечень передаваемых ГТК в концессию все магистрали и газохранилища или только задействованные в транзите. Он утверждает, что от участников консорциума потребуют по $500 млн инвестиционного взноса в объекты концессии. А Игорь Плотников из "Газпрома" подтверждает противоречивость интересов сторон: технологически делить трубопроводы между консорциумом и еще какой-то компанией вряд ли обоснованно, так как у них возникнут разные базы доходов и условия финансирования. "Если один отвечает за экспорт, а другой за доставку внутренним потребителям, то сужается поле маневров в случае технических сбоев", - говорит Плотников. Аналитик "Тройки Диалог" Валерий Нестеров уверен, что "Газпром" будет до последнего биться за паритет при распределении прибыли консорциума и контроль за инвестициями. "Из политических соображений можно допустить решающий голос Украины в управлении консорциумом", - говорит он. Но и это не устраивает депутата Верховной рады Александра Гудыму, настроенного поднимать оппозицию против изменения законов. Другой депутат Рады - Георгий Крючков считает более правильным принять отдельный закон о передаче газотранспортной системы в концессию. Однако эксперт компании BКG Владимир Скопцов полагает, что в вопросе концессии колеблющиеся депутаты Рады отойдут к оппозиции или же поправки окажутся неприемлемыми для "Газпрома". "Если нормы закона не удовлетворяют инвесторов, они не придут, - говорит Плотников. - Половинчатые решения на законодательном уровне дают отрицательный результат".



Источник: Ведомости