29.01.2004

Питерские аптеки пришли в Москву



Роман Кутузов
Андрей Мусатов

         Московский розничный рынок лекарственных препаратов подвергся атаке из Северной столицы. Петербургская фармкомпания Natur Produkt приобрела в Москве сеть "Народная аптека".

        Natur Produkt создана в 1993 г. в Петербурге. Сейчас представляет собой холдинг, включающий компании в ряде российских городов и за рубежом. 40% капитала входящей в холдинг компании "Натур продукт" принадлежит инвестиционным фондам ЕБРР, находящимся под управлением компаний Quadriga и Russia Partners. Компания производит лекарства и биологически активные добавки на своих заводах во Франции и Голландии, занимается дистрибьюцией лекарств, а также владеет одной из крупнейших в России розничных аптечных сетей. Оборот компании, по ее собственным данным, составляет около $100 млн в год, 27% оборота приходится на аптеки. Компания располагает 144 аптеками в различных регионах.

        Как сообщил "Ведомостям" председатель совета директоров Natur Produkt Сергей Низовцев, на днях его компания приобрела московскую аптечную сеть "Народная аптека" за $2,5 млн. Эта относительно небольшая по московским меркам сеть включает в себя девять розничных точек. По словам Низовцева, в течение ближайших трех месяцев аптеки будут переоборудованы в фирменном стиле Natur Produkt. Это будут традиционные аптеки с прилавками, поскольку сделать их в модном сейчас на аптечном рынке открытом формате не позволяет планировка помещений, отмечает глава Natur Produkt. Опираясь на этот плацдарм, компания планирует к концу года довести число своих московских аптек до 20, а их суммарный оборот - до $5 - 6 млн.

        Таким образом, компания выходит в лидеры аптечного рынка по количеству розничных точек - вместе с московскими их будет 153. Natur Produkt также является абсолютным лидером по охвату регионов - ее аптеки имеются в 20 субъектах Федерации. Ближайший конкурент - самарская "Имплозия" (около 140 аптек) - охватывает только шесть регионов. В Natur Produkt не собираются останавливаться на достигнутом - по словам Низовцева, близки к завершению переговоры о покупке шести аптек в Воронеже. К концу года он планирует довести количество аптек до 200.

        "Покупка сети - быстрый и легкий способ выхода на новый рынок, - говорит Сергей Лукнин, коммерческий директор питерской аптечной сети "Первая помощь". - Однако мы на собственном опыте убедились, что, открывая аптеки на месте чужой сети, приходится преодолевать в потребителях существующий стереотип".

        А вообще, по мнению Лукнина, московский рынок еще не очень насыщен аптеками. В столице одна аптека, по его подсчетам, приходится на 10 000 - 15 000 человек, а в Петербурге - на 5000 человек. Так что выход Natur Produkt в Москву его не удивляет.

        "Хорошо, что на столичном рынке появится еще один крупный цивилизованный игрок", - считает исполнительный директор центра маркетинговых исследований "Фармэксперт" Николай Демидов. Это первый случай, когда аптечная сеть из регионов пришла в столицу, говорит он. "И, похоже, последний, - добавляет аналитик. - В основном региональные сети, наоборот, сидят и ждут, пока их купят москвичи".

        Гендиректор аналитической компании "Ремедиум" Сирма Готовац считает, что покупка "Народной аптеки" позволит Natur Produkt существенно сократить время выхода на столичный рынок. "Купить крупную сеть у них не хватило бы ресурсов, а открывать собственные аптеки было бы слишком долго. Пришлось бы потратить время на приобретение лицензий и т. п. ", - поясняет она.

        На московском рынке есть место для крупных игроков, считает генеральный директор ОАО "Аптечная сеть 36,6" (около 60 аптек) Артем Бектемиров. Но он сомневается, что именно Natur Produkt сможет занять это место. По мнению Бектемирова, для серьезного старта новой аптечной сети "нужен другой порядок инвестиций".



Источник: Ведомости