29.01.2004

В ГИБДД не справляются с потоком желающих получить деньги по автогражданке



Анатолий ГУСЕВ

Уже месяц в стране действует закон об обязательном автостраховании автомобилей. За это время теоретические дискуссии о непомерно высоких тарифных ставках на автогражданку перешли в практическую плоскость. В административных группах (группы разбора) ГИБДД сегодня выстраиваются огромные очереди пострадавших в авариях. Если раньше в подавляющем числе мелких ДТП стороны "договаривались" на месте наличными, то сегодня они едут в милицию и к страховщикам в надежде возместить ущерб. Получается не у всех.

В отдельном батальоне ГИБДД Западного округа на Сколковском шоссе - аншлаг. Десятки автолюбителей, недавно попавших в аварию, очередь к инспектору занимают с раннего утра. На прием населения работают пять кабинетов, но их явно не хватает. Большинство посетителей пришли оформить документы по мелким ДТП, на которые до введения автогражданки они вряд ли обратили бы внимание.

- Мы с "Опелем" на Рябиновой улице дорогу не поделили, - рассказывает "Известиям" представившийся Николаем сержант милиции. - У меня машина полностью застрахована, поэтому автогражданка мне не нужна, а вот человека жалко. Мы с девяти утра очередь заняли, чтобы он справку получить мог. В час у них здесь обед. Если повезет, то, может, к вечеру достоимся. Раньше бы в пять минут разошлись, а теперь он от страховой компании деньги получить хочет. И человека можно понять.

Паркуясь на Витебской улице, страховой агент Максим слегка задел бампер стоящей рядом "десятки". Занимаясь последние полгода оформлением полисов автогражданки, он посчитал просто оскорбительным для себя оплачивать нанесенный им ущерб на месте. Решил получить деньги по закону. Вчера он об этом уже пожалел.

- Инспектор ГИБДД ехал на место аварии часа три, - возмущается Максим. - За это время я успел съездить на такси по делам, вернуться и пообедать в соседнем кафе. Мало того, что на такси я потратил около 600 рублей, так вот уже второй день пропадаю здесь, в группе разбора. Вся авария ста долларов не стоит, а из-за бюрократической волокиты я потерял уже намного больше.

Сами инспекторы ДПС, работающие в административных группах, тоже едва не матерятся.

- Из-за каждой мелкой царапины люди начали вызывать работники ДПС, - объясняет нервозность сотрудников руководитель отдела пропаганды столичного ГИБДД Владимир Жмыльков. - С одной стороны, это правильно, но к такому резкому изменению положения вещей нужно было серьезно подготовиться. Только за январь количество заявлений о мелких ДТП возросло на 1,5 тысячи в день (было 300-500). А сотрудников больше не стало. Инспекторы просто захлебываются в бумажной волоките. Даже введение с января 12-часового рабочего дня облегчения не принесло. Сейчас мы обратились к руководству ГУВД Москвы с просьбой помочь нам людьми, иначе просто захлебнемся. Прежде чем заставлять водителей страховать свой транспорт, нужно было все просчитать и обкатать эти расчеты на практике, а не вводить автогражданку одним махом по всей стране.

По мнению Владимира Жмылькова, система обязательного гражданского страхования была построена изначально неверно. По его мнению, выезжать на место ДТП и оформлять аварию должен не инспектор, а страховой агент. "А так получается, что страховые компании получают с граждан деньги, а отдувается за них ГИБДД", - говорит он.

Страховщики основные причины неразберихи с автогражданкой видят в другом.

- Закон об обязательном страховании - первый такого рода за последние 10 лет, - объясняет "Известиям" вице-президент компании "Росгосстрах" Игорь Игнатьев. - Сейчас идет процесс притирки. Появилось много проблем, но их обязательно решат. Мы ожидали такого потока людей, но для нас это и увеличение клиентской базы. Мы не только заключаем договоры, но еще должны и обслужить всех новых клиентов. Сейчас не время выяснять, кто прав, а кто виноват. Как у нас, так и в ГИБДД объем работы значительно увеличился. Нужно совместными усилиями решать сложившиеся проблемы. Сейчас мы открываем центры по урегулированию убытков. Оценка нанесенного ущерба должна проходить быстро и качественно. Могу заверить, мы приложим все усилия, чтобы в случае аварии все застрахованные водители свои деньги получили.

Что делать, если вы попали в аварию

Вы попали в аварию. Это плохо. Но ваш автомобиль застрахован. Поздравляем - теперь вам предстоит как минимум месяц незабываемых приключений, пройдя которые вы научитесь ездить более аккуратно.

Для начала заполните бланк ДТП, прилагающийся к полису гражданского страхования (два листка формата А4, исписанные с двух сторон синими чернилами. - "Известия"). Второй бланк попросите заполнить водителя, с машиной которого столкнулась ваша. Если он отказывается это делать, то обязательно доложите об этом инспектору ДПС, который приедет оформлять аварию.

Прибывший инспектор обязан составить протокол, взять с вас письменные объяснения и передать документы в административную группу (группа разбора. - "Известия") районного управления ГИБДД по месту аварии. Вскоре вам должно прийти извещение явиться в административную группу и получить там справку об аварии - форма № 11. Будьте готовы провести в очереди к инспектору долгие часы, а то и дни.

Со всеми этими бумагами направляйтесь в страховую компанию, обслуживающую виновного в аварии водителя. Не забудьте, заявление об аварии принимается страховщиками только в течение 15 дней.

Компания должна просчитать нанесенный вам или вами ущерб. Если вы согласны с ее решением, то деньги вам выплатят в течение двух недель. Если нет, то придется оценить нанесенный машине ущерб самостоятельно. Для этого необходимо обратиться в оценочную компанию, имеющую лицензию на данный вид оценки. Другие результаты оценки страховые компании не принимают. Если ваша оценка удовлетворила страховщиков, то вам повезло. В противном случае вам предстоит долгий и нудный суд со страховой компанией, который может затянуться на годы.

Источник: Известия