29.01.2004

Мариинка скинула "Маску". Фаворит снялся с соревнований



       Экспертный совет "Золотой маски" включил в фестивальную афишу пять спектаклей Мариинского театра (оперную эпопею "Кольцо нибелунга" и "Чародейку" и три балета-возобновления – "Этюды" Харальда Ландера, "Свадебку" Брониславы Нижинской и "Весну священную" ее брата Вацлава). В декабре (см. Ъ от 10 декабря 2003 года) генеральный директор "Золотой маски" Эдуард Бояков порадовал москвичей известием, что "Чародейка" и балеты будут показаны на сцене Большого – правда, не в апреле, когда в Москве появится основная когорта номинантов, а в феврале.
       В январе, однако, выяснилось, что Мариинка в Москву не приедет вовсе (см. Ъ от 17 января). "Маска" объяснила это тем, что в балетной труппе происходят кадровые перемены, да и занята она – готовит премьеру под руководством самого Уильяма Форсайта. И это объяснение заслуживало уважения – не всякий год в Россию приезжают лидеры балетного мира, чтобы лично отрепетировать свои балеты. К тому же не первый раз Мариинка участвует в фестивале, не выезжая из Петербурга: до 2000 года жюри в полном составе исправно туда наведывалось. Тем более в этом сезоне все три балетных номинанта включены в программу фестиваля "Мариинский" в начале марта.
       Но вчера Мариинский театр распространил официальное заявление об отказе участвовать в национальной театральной премии и фестивале "Золотая маска" и о "решении отозвать все свои спектакли из числа номинантов". Само решение, как стало известно Ъ, было принято художественным руководителем и директором театра Валерием Гергиевым несколько дней назад. Стилистика напоминает дипломатическую ноту: жесткое решение закутано в бархат комплиментов "Золотой маске" и даже содержит реверанс в сторону "российских любителей и ценителей музыкального искусства". Театр не забывает выразить сожаление, что "интереснейшие актерские работы" не будут поощрены в рамках "престижнейшей российской премии". Но и не забывает напомнить, что вообще-то эти работы уже получили "оценку мирового театрального сообщества".
       Мариинский театр и раньше снимал свои спектакли с фестивальной афиши, не слишком внятно объясняя мотивы. Несколько лет назад так была изъята балетная "Манон" – видимо, театр не хотел состязаться сам с собой (в номинантах значились еще и баланчинские "Драгоценности", которые и получили "Маску"). В прошлом году петербуржцы отказались показывать "Так поступают все", сославшись на отсутствие номинированных певцов; в результате оперная Мариинка в конкурсе не участвовала, все "Маски" достались московскому Музтеатру Станиславского, а лучшим дирижером стал Владимир Понькин. Но никогда еще не снимали все спектакли разом.
       Помимо обычных сетований Мариинки на суетность общенациональных соревнований (что, впрочем, не мешало театру принимать в них участие) напрашивается лишь одно правдоподобное объяснение: театр не хочет проигрывать. Список лауреатов "Золотой маски" последних двух лет в этом предположении лишь укрепляет. В 2002-м петербуржцев (выступавших тогда в Большом и показывавших свою гордость – эксклюзивный балет Джона Ноймайера на музыку Шнитке) прокатили, отдав "Маску" "Коппелии" Новосибирского театра оперы и балета. В прошлом году (в юбилейном!) Мариинку обидели прямо в стенах родного театра, наградив москвичей с их "Пиковой дамой".
       В этом сезоне у петербуржцев, восстановивших шедевры дягилевских сезонов, возник еще более опасный конкурент – "Светлый ручей" Алексея Ратманского, обласканный отечественной прессой и захваленный на недавних парижских гастролях Большого. Любопытно, что резкое заявление Мариинки последовало как раз после возвращения москвичей из Парижа. Хореографии брата и сестры Нижинских, весьма непростой для восприятия, жюри вполне может предпочесть залихватский балетный водевиль, изобилующий к тому же прелестными актерскими работами.
    Эдуард Бояков, генеральный директор "Золотой маски": мы готовы были сделать исключение
– Экспертный совет выдвинул спектакли Мариинского театра "Кольцо нибелунга", "Чародейка", "Этюды", "Весна священная" и "Свадебка" на соискание премии "Золотая маска" в полном соответствии с положением о премии. Мариинский театр, в свою очередь, был вовремя проинформирован об этом. Осознавая, насколько напряжен график гастролей Мариинского театра, мы готовы были пойти на исключение и организовать командировку жюри музыкального театра в Санкт-Петербург для просмотра спектаклей-номинантов. Все они, кроме "Кольца нибелунга", стоят в февральских и мартовских репертуарных планах Мариинки. Мы сожалеем, что невозможность участия в "Золотой маске" одного спектакля влечет за собой отзыв остальных постановок из списка номинантов.
Из заявления Мариинского театра
Государственный Академический Мариинский театр в этом году вынужден отказаться от участия в Национальной театральной премии и фестивале "Золотая маска" и отозвать все свои спектакли из числа номинантов. Театр идет на этот шаг, понимая всю степень ответственности перед российскими любителями и ценителями музыкального искусства. Мы также сожалеем, что интереснейшие актерские работы наших оперных и балетных мастеров в спектаклях, номинированных на "Золотую маску", уже получившие оценку мирового театрального сообщества, не будут поощрены в рамках престижнейшей российской премии... Мариинский театр работает в условиях очень насыщенных и напряженных репертуарных планов, в том числе и гастрольных, которые расписаны на несколько лет вперед. С самого начала сезона 2003-2004 года театр знал, что не сможет отменить свои гастроли в Баден-Бадене с тетралогией Вагнера "Кольцо нибелунга" и показать эти спектакли в Москве. Поэтому театр и предложил дирекции фестиваля пригласить членов жюри в Баден-Баден для просмотра спектаклей. Однако мы не получили никакого ответа на эту инициативу... Театр не мог делать безответственных заявлений о возможности гастролей в Москве в период с 20 по 24 февраля, как было объявлено на пресс-конференции фестиваля 9 декабря 2003 года, поскольку на это время у нашей оперной труппы запланированы гастроли в Израиле, а Мариинский балет готовится к премьере программы балетов Уильяма Форсайта, которая состоится в самом начале марта. Таким образом, в результате несогласованности планов фестиваля с планами Мариинского театра театр не может показать зрителям и членам жюри оперные и балетные спектакли, номинированные на премию. В связи с этим участие Мариинского театра в фестивале, к сожалению, становится невозможным.



Источник: КоммерсантЪ