30.01.2004

Виртуальная реальность премии "Золотой орел"



Лариса Юсипова

         Формула "Нет трансляции - нет события" уже давно считается аксиомой. В том, что своевременный показ по ТВ способен превратить в событие все, что угодно, киноакадемия "Золотой орел" и ВГТРК попытаются доказать в ближайшие выходные. Сегодня днем академики соберутся на финальное голосование. Завтра вечером на "Мосфильме" пройдет торжественная церемония вручения премий. Послезавтра ее покажут по РТР.

        Правда, вначале предполагалось, что "Орел" пойдет в эфир прямо в субботу, в так называемом "хоккейном" варианте - т. е. с отставанием на пару часов и с очень незначительными сокращениями. Однако затем в сетке второго канала "Орел" оказался передвинут на поздний воскресный вечер, причем одновременно с ним по СТС пойдет трансляция "Золотого глобуса" - чему отдадут предпочтение киноманы, догадаться нетрудно. .. Как объяснили "Ведомостям" в пресс-службе телекомпании, "в силу технических особенностей вещания канала "Россия" если бы церемония шла "в хоккейном" варианте в субботу, то ее увидели бы только зрители Москвы. А в воскресенье вечером "Орла" сможет посмотреть вся страна".

        Надо сказать, что первый и второй телеканалы (именно они выступили в роли соучредителей академии) - как раз те институции, чья заинтересованность в "Орле" понятна и объяснима. В отличие от ветеранки "Ники" новая академия рассматривает не только кино-, но и телевизионные фильмы плюс сериалы. А пиар собственной продукции лишним никогда не бывает.

        На нынешней церемонии бенефициантом, несомненно, выступит "Россия": два ее главных хита, "Идиот" и "Бригада", элегантно разведены по разным номинациям - "Лучший игровой телефильм" и "Лучший игровой телесериал" соответственно, и оба наверняка не останутся без награды. "Идиоту" противостоят "Наследницы" (ТВЦ) и "Театральный роман" ( "Культура"). "Бригаде" - "Русские в городе ангелов" ( "Первый канал") , а также "Две судьбы" (ТВС) - название, на объявление которого во время пресс-конференции журналисты отреагировали почти так же бурно, как на отсутствие в основных кинономинациях фильма "Бумер".

        Тогда и последовало ставшее уже знаменитым разъяснение Кирилла Разлогова (взявшего на себя в этом году роль добровольного адвоката премии) : "Ну вы же понимаете, что по "Орлу" голосуют в основном люди пенсионного возраста - чего вы от них ждете?! " Лично я знаю немало людей старшей возрастной группы, считающих появление "Бумера" главным российским кинособытием 2003 г. , а также убежденных, что своему развитию как виду искусства наш кинематограф не в последнюю очередь обязан Александру Сокурову. Фильм Сокурова "Отец и сын" не представлен ни в одной из номинаций - видимо, шорт-лист "Орла" составлялся какими-то особенными пенсионерами. .. К разделу странного и необъяснимого можно отнести и попадание победителя минувшего "Кинотавра", фильма Геннадия Сидорова "Старухи", в одну-единственную номинацию - "Лучшая работа художника по костюмам". Хотя никакого художника по костюмам на этой картине не было: героини снимались в своей одежде. Геннадий Сидоров уже написал в академию письмо с просьбой исключить "Старух" из расклада "Золотого орла".

        Впрочем - и об этом "Ведомости" уже писали не раз - в силу особенностей регламента премии (сначала голосуют члены СК РФ, затем - академики, но не все) понять чьи, собственно, вкусы она отражает, фактически не реально.

        В минувшие выходные мы с Кириллом Разлоговым пытались разрешить этот вопрос в прямом эфире радио "Маяк". "Премиальный расклад в некоторой степени отражает вкусы СК РФ и 100% -но вкусы президиума "Золотого орла", - сообщил мне тогда Разлогов. - А то, что академики не смотрят фильмы, а голосуют, исходя из личных пристрастий и мнений соседа, это во всем мире так".

        Думается, что ссылка Разлогова на "весь мир" справедлива лишь отчасти. 5 800 членов американской киноакадемии (а именно с оскаровским институтом "Орел" отождествляет себя в первую очередь) кино все-таки смотрят - просто потому, что в США уже много десятилетий существует привычка ходить в кино, а $7 - 10 за билет не кажется заоблачной суммой.

        И если уж говорить о деньгах: так ли разумно выделять ежегодно порядка $100 000 из бюджета, чтобы широкая аудитория узнала о предпочтениях академического президиума? Тем более что (как объяснили "Ведомостям" в Департаменте по развитию кинематографии) награждение "Орлом" совсем не означает, что авторы фильма-лауреата будут иметь преимущество при распределении госфинансирования на следующий год.

        Так или иначе, кандидатами на "Орла" в номинации "Лучший игровой фильм" за 2003 г. являются: "Бедный бедный Павел" Виталия Мельникова, "Возвращение" Андрея Звягинцева, "Коктебель" Бориса Хлебникова и Алексея Попогребского, "Магнитные бури" Вадима Абдрашитова и "Прогулка" Алексея Учителя.

        Вряд ли главный "Орел" достанется дебютантам - авторам "Коктебеля". Как изменилось непростое отношение киносообщества к другому дебютанту, Андрею Звягинцеву, после неприсуждения "Возвращению" премии "Золотой глобус" и непопадания российской ленты в шорт-лист "Оскара" - можно только гадать. В то, что коллеги-соотечественники решат присудить режиссеру Звягинцеву и продюсеру Лесневскому утешительный приз в виде "Орла", честно говоря, верится как-то с трудом.

        Загадочное отсутствие Алексея Учителя в номинации "Лучшая режиссерская работа" - явное свидетельство тому, что у бодрой молодежной "Прогулки" меньше шансов быть названной "лучшим фильмом", чем у двух других финалистов - "Магнитных бурь" и "Бедного Павла".

        У традиционалистской картины Виталия Мельникова вообще больше всех номинаций - целых восемь, и, похоже, вкусы СК РФ и президиума она отражает точнее всего. К тому же в "Бедном бедном Павле" много исторических аллюзий и политических намеков - а к этому, как известно, советские кинематографисты всегда питали особую склонность. Но и шансы фильма Вадима Абдрашитова - пожалуй, единственного нашего режиссера, кто умеет сочетать традиции советского кино с современностью, - тоже весьма велики.

        Совсем новые, еще не вышедшие в прокат фильмы (согласно регламенту "Золотого Орла" они также могут претендовать на премию) , на этот раз не представлены: Владимир Хотиненко, Валерий Огородников, Сергей Соловьев попросту не стали показывать свои картины экспертному совету "Орла". Хотя и Соловьев, и Хотиненко - режиссеры, близкие к студии Никиты Михалкова "ТРИТЭ", которая занимается организацией торжественной церемонии (именно на церемонию государство и выделяет $100 000).

        Команда "ТРИТЭ" делала и прошлогоднюю орловскую церемонию, она же традиционно занимается открытием и закрытием ММКФ. Поэтому можно быть уверенным, что в этом смысле у завтрашнего "Орла" все будет более или менее в порядке. К тому же бессменный автор сценариев всех этих мероприятий - известный московский пиар-менеджер Геннадий Йозефавичус - наверняка уже прочел модный роман "Гламорама" и усвоил выведенную своим нью-йоркским коллегой формулу - The new trend is no trend. In is out. Что в переводе Ильи Кормильцева звучит так: "Новый стиль - это отсутствие стиля. Отстой - это круто".



Источник: Ведомости