30.01.2004

Бананы созреют в Сибири. JFC оснастит торговцев фруктами камерами для дозревания бананов



Ринат Сагдиев
.
         Эквадорские бананы скоро станут созревать в провинциальных российских городах. Крупнейший импортер бананов - JFC закупит 200 специальных камер, в которых зеленые фрукты доводятся до товарного состояния, и будет продавать их в рассрочку региональным торговцам. Таким образом компания собирается привязать к себе региональных партнеров и установить контроль над ценами на бананы по всей стране.

        Компания Joint Fruit Company (JFC) основана в Петербурге в 1994 г. Сейчас в группу входит около 17 предприятий. JFC занимается импортом, предпродажной подготовкой и дистрибуцией свежих фруктов и овощей. Владеет терминалами в Петербурге, Москве, Краснодаре, Екатеринбурге, Челябинске и Новосибирске. Основной собственник группы - ее президент Владимир Кехман. Объем продаж в 2003 г. составил $294 млн - на 56% больше, чем в 2002 г. Доля компании на рынке бананов, по собственным оценкам, достигла в 2003 г. 43%. "Большая петербургская тройка" - JFC, Sunway Traders (около 30% всего фруктового российского рынка) и Sorus (15 - 20% ) - продает более 80% бананов в России. Российский рынок бананов JFC оценивает в $750 млн.

        Как заявил "Ведомостям" президент JFC Владимир Кехман, группа начала реализацию нового проекта по продвижению своих бананов в регионы. Кехман предложит независимым торговцам фруктами новую схему взаимодействия, которую сам он называет франчайзинговой. JFC планирует заказать в Голландии около 200 камер газации (в них зеленые бананы обрабатываются специальным газом для ускорения созревания) и предоставить их в рассрочку своим партнерам. В программе сможет принять участие любой предприниматель, располагающий $10 000 - 15 000 (четверть стоимости камеры газации) , говорит глава JFC. Помимо оборудования партнеры получат право продавать бананы под марками Bonanza (принадлежит JFC) и Favorita (собственность эквадорской компании Reybanpac). При этом партнеры будут обязаны продавать бананы по ценам, установленным JFC, получая определенный процент за вычетом платежей, которыми будет покрываться стоимость газационных камер. Зато доставку зеленых бананов региональным партнерам JFC обещает взять на себя. Сейчас бананы, которые ввозит JFC, дозревают в газационных камерах компании в шести крупных городах, где находятся ее терминалы.

        Инвестиции в новый проект составят, по словам Кехмана, около $22 млн, из которых половина пойдет на закупку камер, $2 млн - на установку программного обеспечения, с помощью которого будут отслеживаться товарные и финансовые потоки в режиме реального времени, а остальное - на приобретение автомобилей и железнодорожных вагонов для доставки бананов. Сейчас бананы от JFC представлены в основном в городах, близких по численности населения к миллиону. "[Теперь] нас реально интересуют небольшие города", - говорит Кехман, который собирается, по его словам, реализовав программу, удвоить объемы продаж.

        Конкуренты JFC не верят в успех программы. "Сейчас трудно прогнозировать, чем обернется для рынка новая схема Кехмана и смогут ли они стать монополистами в регионах, - говорит менеджер московского представительства компании Sunway Traders Александр Панин. - В регионах уже появились свои крупные игроки, как, например, компания "Югтранзит", претендующая на монополию в южном регионе России. Кроме того, цены на бананы в Эквадоре одинаковы для всех игроков, как и стоимость фрахта, поэтому JFC не сможет установить монопольные цены".

        По словам участников рынка, банановый бизнес можно отнести к высокорисковым: срок хранения зеленых бананов всего 90 суток со дня их сбора в Эквадоре, а желтых - и вовсе 3 - 7 суток в зависимости от качества их обработки. Бананы, не проданные вовремя, годны лишь на свалку. При этом банан остается самым дешевым фруктом - розничная цена на него не поднимается выше $1/кг. Кроме того, рынок отличается резкими колебаниями цены. По словам Панина, в конце года коробка зеленых бананов (18 - 20 кг) продавалась по $12, а сейчас - по $9. Малейший спад спроса на бананы приводит к массовому сбросу товара и падению цен.

        Президент крупной фруктовой компании, пожелавший остаться неназванным, также считает проект JFC "хорошим сном, далеким от реального бизнеса". Он полагает, что у группы возникнут проблемы с ликвидностью, потому что "за наличные никто покупать у них не будет". "Бананы JFC ничем не отличаются от наших", - добавляет собеседник "Ведомостей". Впрочем, в JFC утверждают, что уже активно прорабатывают схемы страхования рисков, связанных с программой.



Источник: Ведомости