02.02.2004

Куда мчишься, игуана?



Александр Пикуленко ("Эхо Москвы")

Когда-то знаменитый Генри Форд сказал: «Цвет автомобиля может быть любой, при условии, что он – черный». С тех пор многое изменилось. И покупатель сегодня вправе выбирать, какому оттенку отдать предпочтение: «ламинарии» или все-таки «игуане». И если вы думаете, что цвет автомобиля большого значения не имеет, а главное - ее технические достоинства, вы сильно ошибаетесь.

Если на заре автомобилестроения на цвет машины действительно не обращали внимания, вскоре ситуация начала меняться. В 30-е годы в гонках участвовали автомобили с неокрашенными алюминиевыми кузовами. Так был изобретен цвет металлик. Это стало так модно, что металликом цвета алюминиевого порошка «серебрянки» окрашивали даже представительский Paccard.

Иногда цвет может стать неотъемлемой частью той или иной машины, ее легендой. Hispano Suisa в нашем внутреннем восприятии навсегда останется голубой, а «серебряные стрелы» – это только гоночный Mercedes Benz.

В Ираке и в России едут за красным
В 60-70-е годы в расцвет поп-арта во всем мире были популярны кричащие, вызывающие цвета: фиолетовый, лимонный, оранжевый. Когда в прошлом году Пол Маккартни проводил свое мировое турне, он пообещал, что двухмиллионный посетитель его концертов получит в подарок новый автомобиль WV Beetle Cabrio. Знаменитый «битл» не только сдержал обещание, но и выбрал для подарка «жука» оранжево-красного цвета - точно как во времена его бурной молодости.

Сегодня автомир стал гораздо более монотонным. На волне борьбы за чистоту окружающей среды возрос интерес к полутонам - например, к различным оттенкам серого и зеленого. Согласно специальным исследованиям компаний - производителей лакокрасочных изделий для авто, каждый третий из всех купленных в 2002 году автомобилей был покрашен в серебристый цвет или же в серый. Этот колор выбрали 40% европейцев, 35% японцев и 22% североамериканцев. Потом идут синий, черный и красный. Ну и у американцев есть еще «особые цвета» - так они были названы в исследовании: золотой, медный, «шампань» и оттенки коричневого и желтого. Что касается красного цвета автомобилей, то он, согласно исследованиям, особенно любим в Норвегии, Мексике, Ираке и России. А вот, к примеру, в Ирландии местные автолюбители его терпеть не могут.

Принято считать, что если покупатели, мужчины главным образом, ориентируются на марку автомобиля, то женщины выбирают цвет. Это не так. Мужчинам тоже не все равно, на машине какого цвета ездить. В Англии недавно провели опрос среди покупателей автомобилей, на что они в первую очередь обращают внимание. Выяснилось, что для 60% мужчин в первую очередь в машине важен цвет. Из женщин в этом признались только 35%. Стоит отметить, что большинство мужчин, выбирающих автомобиль по цвету, живут в крупных городах.

Зеленым все фиолетово
Вообще психологи много могут рассказать о характере человека, взглянув лишь на цвет его автомобиля. Например, они уверены, что водители, которые предпочитают черный, часто только делают вид, что у них все в порядке, а на самом деле в глубине души они испытывают депрессию. Поклонники зеленого цвета машины всегда будут самоутверждаться на дороге, так что от них можно ожидать непредсказуемых действий.

Красный цвет выбирают не только женщины, как принято считать. По мнению психологов, его любят люди смелые, волевые, но властные и вспыльчивые. А вот те, кого красный цвет раздражает, часто страдают комплексом неполноценности.

Если вы видите на дороге желтый автомобиль, можете расслабиться: водитель такой машины точно не создаст вам дополнительных проблем. Как правило, люди, предпочитающие желтый цвет, спокойны, рассудительны, интеллигентны и прекрасно приспосабливаются к любым ситуациям не только на дороге, но и в жизни.

Водители, предпочитающие синий и фиолетовый цвета, должны отличаться высокой духовностью и чистотой помыслов. Правда, психологи уверены, что они часто склонны к меланхолии и быстро устают.

Ну а самый нейтральный, конечно, белый. Тут даже психологи ничего сказать не могут, кроме того, что он никого не раздражает. Поэтому этот цвет так популярен.

А ты не парься!
Иногда выбор цвета не зависит от настроения моды и характера владельца. Так, в жарких странах преобладают белые автомобили по очень простой причине: их кузов хорошо отражает солнечные лучи, а значит, температура в салоне на 3-4 градуса ниже, чем в темных автомобилях. Volkswagen даже провел специальные исследования, которые показали, что прямые солнечные лучи нагревают поверхность кузова белого автомобиля до 52,3°С, красного - до 63,6°С, зеленого - до 71,3°С, синего - до 71,8°С, коричневого - до 76,2°С и черного - до 80,4°С.

С автомобилями черного цвета вообще морока. Он не только раскаляется на солнце, но и малейшая пылинка на нем заметна. Более того, бросается в глаза любая плохо отполированная поверхность.

Может быть, поэтому черный цвет – представительский. Хотя не всегда официальный автомобиль бывает черным. Посольство Великобритании в России использует для официальных целей машину сдержанного зеленого цвета. Он считается традиционно английским со времен первых Гран-при, когда национальная принадлежность машины определялась по ее цвету. Зеленый – Великобритания, белый – Германия, красный – Италия, синий – Франция.

Здорово замаскировался
Давно известно, что светлые машины в ясную погоду видны издалека. А в дождь и туман, наоборот, темные заметнее. Специалисты Mercedes Benz еще в 70-е годы исследовали реакцию водителей на тот или иной цвет. 88% испытуемых в одинаковых условиях быстрее реагировали на классический белый, 47% - на оранжевый, 38% - на яркий красный и только 5% - на темно-синий и черный.

Впрочем, белый, оранжевый и красный цвета широко использовали для окраски спецавтомобилей задолго до того, как данные немецких исследователей были опубликованы. А желтый - это цвет такси во многих странах мира.

Ну а военные автомобили, какие бы вкусы ни были у командира части, выкрашены в защитный цвет, как часто говорят, - в цвет хаки. Однако хаки, который англичане стали применять в период англо-бурской войны, - цвет серо-зеленый - оттенок выгоревшей травы. А большинство советских грузовиков окрашивалось в так называемую «военку», в оливковый. В военное время поверх блестящей эмали нанесли бы матовые песочные и темно-стальные разводы - стандартный камуфляж советской Армии. А автомобили, которые предназначены исключительно для военных целей, покрыты матовой краской травяного цвета.

Цветовые галлюцинации
Различные оптические, в том числе и цветовые, обманы - оружие не только военных. Дизайнеры тоже часто пользуются этим приемом. Специально оформленный автомобиль, даже если он не обладает хорошей динамикой, будет производить впечатление стремительного, спортивного.

Оказалось, что продольные полосы разных оттенков зрительно удлиняют машину, хотя их нанесение - процесс трудоемкий, почти творческий. Недаром организованная General Motors в 1926 году первая дизайн-студия получила название "Секции эстетики и цвета". В то теперь уже далекое от нас время боковины кузова чаще окрашивались светлой, а верхние части крыльев -темной краской. Опытные маляры проводили тонкой кисточкой «филенки», делающие границу цветов не столь резкой. А для окраски больших поверхностей применяли распылители. Трех-четырех слоев краски было достаточно. На кузова дорогих автомобилей наносили до десятка слоев нитрокраски и лака, причем каждый тщательно высушивали, шлифовали и полировали. После такой работы, не поверите, с нескольких метров на боковине кузова можно было разглядеть мельчайшие подробности своего отражения.

Технологии окраски совершенствовались медленнее технологии производства автомобиля. Ближе к середине прошлого века нитрокраску сменили синтетические эмали – более стойкие к внешним воздействиям. Одним из недостатков синтетики является необходимость высокой температуры для сушки. В 1964 году фирма Ford стала окрашивать дорогие Lincoln в электростатическом поле. А сегодня половину европейских автомобилей покрывают краской на водной основе без использования органических растворителей. Хоть и сохнут они в десять раз дольше, зато экологически безвредны.

Валюта искушает оттенком
Автолюбителям-новичкам предстоит узнать много интересного о цветовой гамме автомобилей. Дизайнеры-колористы не только разрабатывают новые цвета для машин, но и дают им самые неожиданные названия. Например, на простой вопрос, есть ли у вас машины зеленого цвета, вам могут ответить: вас интересует "ламинария" или "игуана"? Не надо пугаться, все очень просто: «игуана» - зеленый металлик цвета бутылочного стекла, а «ламинария» - зеленый неметаллик. Имеется еще «валюта» - светло-серый металлик с слабо выраженным зеленым оттенком. Не перепутайте также «Монте-Карло» и «Мулен Руж». Первый - ярко-синий неметаллик, второй - ярко-фиолетовый неметаллик.

Впрочем, иногда эти дизайнерские изыски могут сослужить плохую службу. Однажды в автосалоне, продающем автомобили Peugeot, довелось наблюдать забавную сцену. Покупательница совсем уже было собралась приобрести приглянувшуюся ей машину темно-красного цвета, но тут менеджер решил поделиться дополнительной информацией. "А вы знаете, что цвет вашей машины называется "люцифер"?" - сообщил он ей. Покупательница вздрогнула и покупать машину тут же передумала.

В общем, неудивительно, что большинство автолюбителей по-прежнему предпочитают белое или черное, то есть классику. С этой точки зрения Генри Форд, вполне возможно, был прав.

Почем автомобильный макияж?
Забота о цвете авто не ограничивается выбором колера при покупке. Ведь случайно поцарапать машину можно при первой же ее обкатке или на стоянке у ГАИ во время регистрации. А при дальнейшей эксплуатации в наших условиях боевые отметины на кузове, увы, и вовсе неизбежны. Если повреждения покрытия невелики, можно воспользоваться специальным подкрашивающим карандашом, похожим на губную помаду. Провел таким по царапине, располировал – и готово. С той же целью применимы и тюбики с кисточкой, напоминающие женский лак для ногтей. Вся эта косметика продается в магазинах запчастей по цене от 120 до 250 рублей. Тон подбирается сответственно номеру и названию «паспортного» цвета машины.

Закрасить большую царапину при самостоятельном ремонте можно с помощью аэрозольного баллончика. На нем тоже проставлены номер и название краски, а зачастую и колпачок окрашен точно так же. Баллончик обойдется автовладельцу в 800-1200 рублей.

При более существенном ущербе, когда поверхностными ухищрениями не обойтись, придется обратиться к банкам. Банки с краской могут быть отечественными и импортными. Что приятно, расфасовка таких банок, хотя и ведется по весу, начинается со знакомого объема в пол-литра. Если есть силы и время заняться покраской любимого "железного коня" лично, то стоит рассчитывать на стоимость в пределах от 1500 до 2700 рублей за банку. Сегодня уже не редкость обращение автовладельца в спеццентры, где колорист подберет для машины необходимый цвет на компьютере. Причем тон подбирается с учетом того, что первоначальный, заводской, колор мог частично выцвести, выгореть - машина-то бегает в разных погодных условиях. Для наилучшего результата лучше прикатить такому специалисту автомобиль целиком или принести хотя бы отдельную деталь. Тогда наверняка уйдете именно с тем цветом, который нужен. Стоимость килограмма краски при таком подходе к делу достигает нескольких десятков у. Е. вместе с работой подборщика цвета.

Есть и другой путь для владельца авто - обратиться к профессиональным малярам. Алгоритм ясен: приезжаем в спецмастерскую, где есть окрасочная камера, и через неделю получаем свой автомобиль, у которого отдельно и заново покрашенные детали не отличаются от тех, какие красить не требовалось. Стоимость этих услуг оценивается подетально: крыло, капот, двери, крыша.... От 50 у. Е. за деталь «у дяди Васи в гараже», до 160 у. Е. в фирменном дилерском центре.

Ограничений по колору в принципе нет. Хотя проще всего, конечно, подбирать белый цвет, он не слишком популярен в наших широтах. Скорее уж, пожалуй, встретишь "брызги бургундского" или золотисто-сине-зеленый перламутр. Краску вам достанут любую, если надо – у автопроизводителя закажут, правда, когда речь идет о редком цвете, например об экзотическом «хамелеоне», может потребоваться отдельная договоренность касательно цены. А в общем случае - при обращении в фирменный техцентр подбор тона уже включен в стоимость работ по окраске машины.

Источник: Газета