02.02.2004

Раздача орлов. Вручены награды Академии кинематографических искусств



На студии "Мосфильм" состоялась церемония вручения премии "Золотой орел" за 2003 год. Несмотря на то что лучшим режиссером назвали не Андрея Звягинцева, приза за лучший фильм академики для "Возвращения" не пожалели. Три часа под софитами в первом павильоне "Мосфильма" парилась АЛЯ Ъ-ХАРЧЕНКО.
 width=
       Сказать, что в предстоящей в последний день января раздаче "Золотых орлов" была особенная интрига, было невозможно. Еще пару недель назад после объявления имен номинантов все стало ясно. Тогда главным поводом для возмущения было отсутствие в списках хитового "Бумера", вызвавшее комментарии в духе того, что, мол, "киноакадемики придумали кучу номинаций, кроме одной – востребованного зрителем кино". Рекордсменами по количеству грозящих им "Золотых орлов" стали три фильма: "Бедный, бедный Павел" Виталия Мельникова (запятую в названии картины киноакадемики по необъяснимым причинам не ставили всю дорогу), "Магнитные бури" Вадима Абдрашитова и, само собой, "Возвращение" Андрея Звягинцева. Игнорировать триумф господина Звягинцева в Венеции жюри было бы явно сложнее, чем правила русской орфографии, так что основным вопросом перед церемонией было количество "Золотых орлов", которое "слетится" к команде "Возвращения".
 width=
       Но для начала всем собравшимся пришлось насладиться полетом актера и многодетного отца Евгения Стычкина, который в костюме Бэтмена опустился из-под потолка павильона прямо на середину сцены и вручил чемоданчик с именами победителей Никите Михалкову. Драматургия вечера вообще являла собой образец бескомпромиссной эклектики: сольные номера Николая Баскова и Ларисы Долиной соседствовали с выступлением лидера "Аукцыона" Леонида Федорова и скрипачки Татьяны Гринденко, а процесс награждения то и дело прерывался экстренными выпусками передачи "Кино не тонет". Над шуткам господ Олейникова и Стоянова из "Городка" больше всех смеялся сам Никита Михалков, руливший церемонией и вызывавший на сцену награждающих и награжденных.
 width=
       Первому честь объявить победителя в номинации "Лучшая женская роль второго плана" досталась Михаилу Задорнову. Заявив, что, хоть он сам никогда в подобных мероприятиях не участвовал, но доподлинно знает о том, как это делается правильно из телевизора, господин Задорнов поблагодарил своих родителей, родственников Никиты Михалкова и Владимира Путина, и зачитал с бумажки имя Инны Чуриковой за роль в фильме "Идиот", в зале отсутствовавшей из-за спектакля. Зато своего "Золотого орла" за роль второго плана в "Бедном, бедном Павле" Олег Янковский у Михаила Задорнова забрал лично, пообещав, что с конкурентами в номинации его не поссорят никакие премии.
 width=
       В неключевых номинациях призы поделили основные фавориты: по "Золотому орлу" получили "Бедный, бедный Павел" за костюмы, "Магнитные бури" за монтаж и "Возвращение" за работу звукорежиссера. Маститых коллег Геннадия Гладкова и Алексея Рыбникова композитор Андрей Петров обошел в номинации "Лучшая музыка к фильму" со все тем же "Бедным, бедным Павлом". Неожиданность случилась с лучшей женской ролью – приз у Ренаты Литвиновой и Виктории Толстогановой увела молоденькая Ирина Пегова, сыгравшая в фильме "Прогулка". Задыхаясь от сознания собственной значительности, госпожа Пегова приняла "Золотого орла" из рук лауреата Олега Янковского и, хихикая и путаясь в словах, объявила о том, что это ее не последняя награда. Признанный лучшим актером за роль в "Идиоте" Евгений Миронов сам вел себя довольно сдержанно, но других призвал изображать радость поактивнее: "Вот на 'Оскаре' они хоть все фальшиво, но радуются, а мы что, хуже?" "Так то ж за деньги, а мы бесплатно!" – как и заказывали, радостно откликнулся Никита Михалков и вызвал на сцену режиссера Франко Дзеффирелли.
 width=
       Перед тем как вручить приз лучшему режиссеру, итальянец пожурил русских за пессимистический настрой ("Ведь на самом деле у вас тут дико интересно, всякий раз поражаюсь, когда приезжаю!"), а заветную статуэтку отдал совсем не Андрею Звягинцеву, а Вадиму Абдрашитову за "Магнитные бури". Автор "Каллас навсегда" оказался не единственной пожилой кинознаменитостью, которую припасли организаторы "Золотого орла" в этот вечер. Победителя в категории "Лучший зарубежный фильм в российском прокате" объявил Анджей Вайда, чуть не запрыгавший от радости за коллегу Романа Поланского и его "Пианиста". Приз за выдающийся вклад в киноискусство получил Милош Форман, трогательно признавшийся в любви русской литературе и кино. Главную же номинацию – "Лучший игровой фильм прошедшего года" – доверили огласить президенту Академии кинематографических искусств Владимиру Наумову. Тут уж осечки не произошло, и со вздохом облегчения за "Возвращение" захлопал весь зал. Сам вышедший за "Золотым орлом" режиссер Андрей Звягинцев на награду отреагировал спокойнее всех – на колени, по примеру Владимира Бортко, падать не собирался и сказал только: "Я рад, что эту картину оценили у нее на родине". Настроение "попробовали бы не оценить" так и висело в воздухе, но озвучивать его было незачем.
 width=


Источник: КоммерсантЪ