03.02.2004

Безопасность превыше всего. ЕС проконтролирует авиакомпании на предмет соблюдения правил безопасности полетов



Николай Буланов
Ведомости

         Евросоюз намерен самостоятельно контролировать соблюдение авиакомпаниями правил безопасности авиаперелетов. В нынешнем году ЕС заведет черный список авиаперевозчиков, услугами которых жителям стран союза пользоваться не рекомендуется, а с 2006 г. может запретить полеты в Европу компаниям из этого списка.

        На минувшей неделе правительства стран ЕС и Европарламент одобрили законопроект, дающий право авиавластям стран - членов Евросоюза контролировать соблюдение авиакомпаниями из всех стран мира правил безопасности полетов. До конца года Еврокомиссия составит и опубликует на своем интернет-сайте список авиакомпаний, стандарты безопасности на которых не соответствуют принятым в ЕС. Еврочиновники будут рекомендовать гражданам Евросоюза не пользоваться их услугами. "Мы обязаны предоставить гражданам [Евросоюза] более надежные гарантии безопасности", - заявила по этому поводу комиссар Еврокомиссии по вопросам транспорта Лойола де Паласио. Пока на публикацию списков небезопасных перевозчиков решились лишь Великобритания и не являющаяся членом ЕС Швейцария.

        А c 2006 г. страны ЕС получат право самостоятельно проверять самолеты из любых стран на предмет соответствия требованиям безопасности. Сейчас надзором за авиаперевозчиками занимаются власти стран, в которых те зарегистрированы. Рейсы компаний, которые будут уличены в несоблюдении норм безопасности, станут отменяться. Страны ЕС также смогут проверять лицензии экипажей самолетов и наличие на борту всего необходимого для обеспечения безопасности полета, например спасательных жилетов.

        Эти права получат все страны Евросоюза, а также Швейцария и Норвегия. Если власти одной из этих стран запретят какой-либо авиакомпании пользоваться ее воздушным пространством, то этот случай рассмотрит Еврокомиссия, которая, в свою очередь, сможет запретить небезопасной авиакомпании пользоваться воздушным пространством всего ЕС. По итогам проверок Еврокомиссия будет публиковать ежегодные отчеты.

        Ужесточению правил во многом поспособствовала волна общественного возмущения, вызванная январской катастрофой самолета авиакомпании Flash Airlines в Египте. Тогда погибло в общей сложности 148 человек. По информации члена комиссии по расследованию причин аварии с египетской стороны Шакера Каледы, авиакатастрофа произошла в результате технических неисправностей или ошибки экипажа, а возможно - из-за комбинации двух этих факторов. Между тем Швейцария еще в 2002 г. запретила Flash Airlines пользоваться собственным воздушным пространством, мотивировав это как раз соображениями безопасности.

        Однако представители Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA) подвергли планы ЕС критике. "[Существующую] систему [безопасности] необходимо усовершенствовать, - соглашается представитель IATA Уильям Галлар. - Но [ЕС] предлагает сделать это не лучшим образом". Он считает, что единственный способ обеспечить безопасность авиаперевозок - поручить проверки независимым инспекторам, которые не зависели бы от европейских правительств.

        А Нелли Маэс, член Партии зеленых в Европарламенте, приветствует новые правила. "Мы не перестаем спрашивать себя, захотели бы те несчастные пассажиры [разбившиеся в Египте] сесть на тот самолет, если бы знали о его состоянии", - говорит она. Того же мнения придерживается и аналитик Commerzbank Доминик Эдридж: "Это совершенно естественно - заботиться о безопасности пассажиров". По его словам, нововведения слишком незначительны, чтобы отразиться на финансах крупных компаний и, как следствие, на рынке. "Они и так уделяют безопасности достаточно внимания", - говорит Эдридж. Эксперт считает, что если какая-то компания не в состоянии тратить достаточно средств на безопасность, то ей вообще лучше не летать.

        В одобренном Европарламентом законопроекте указываются авиаперевозчики из Африки, Восточной Европы, Азии, Южной и Центральной Америки, а также России, которые, по мнению еврочиновников, "часто не соответствуют международным стандартам безопасности". Представители российских компаний с этим не согласны. Пресс-секретарь "Аэрофлота" Ирина Данненберг заявила, что уровень безопасности на рейсах компании - один из самых высоких в мире. "Мы давно выполняем все требования Еврокомиссии", - сказала она. Заместитель директора по связям с общественностью авиакомпании "Сибирь" Игорь Волков с ней соглашается: "На нас [новые правила] не отразятся". (Использованы материалы FT, DJ. )



Источник: Ведомости