05.02.2004

Интервью : Владимир Григорьев, заместитель министра РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций



"Россия может начать экспорт печатной продукции"

       – Сколько в России государственных типографий?
       – Всего в стране работает порядка 6 тыс. типографий. 65 из них, то есть немногим больше 1%, являются федеральной собственностью. 30 представляют собой предприятия системы децентрализованной печати, предназначенные для одновременного выпуска общероссийских газет в разных регионах страны, 20 – это книжные типографии, остальные сочетают разные виды производства. По мощностям федеральные предприятия составляют примерно половину потенциала российской полиграфии. Значительная часть российских типографий – это районные и городские типографии, находящиеся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальных образований.
       – Какая часть оборудования этих типографий нуждается в модернизации?
       – Порядка 20% типографий до сих пор не знают, что такое офсетная печать. Из типографий, которые работают по технологии офсетной печати, 80% имеют оборудование, которое уже и морально, и физически устарело. Новые полиграфические технологии – computer-to-plate, computer-to-print – в первую очередь появляются, конечно, в частных типографиях.
       – И сколько понадобится денег на то, чтобы эти типографии удовлетворяли современным требованиям рынка?
       – Скажу так: у России есть все возможности не только для того, чтобы прекратить импорт полиграфической продукции, но и для того, чтобы начать ее экспортировать. Нужно учитывать, что полиграфические машины очень сложные, они производятся под заказ. И те немногие компании, которые их производят, охотно идут на различные финансовые схемы: например, 25-30% аванса, остальная стоимость покрывается уже из бизнеса. И это нормальная схема модернизации полиграфического рынка в стране. Поэтому для приобретения полиграфического оборудования с целью создать в России конкурентоспособное по европейским меркам производство необходимо $600-700 млн. А для начала институционального преобразования индустрии достаточно порядка $150-170 млн...
       – ...И приватизация гостипографий?
       – Приватизация – часть концепции институционального преобразования всех значимых федеральных предприятий полиграфической промышленности, подготовленной Минпечати. Концепция базируется на нескольких принципах. Во-первых, нельзя ни в коем случае сохранять статус-кво, необходимо провести стопроцентное акционирование; во-вторых, нельзя продавать полиграфические предприятия без гарантии сохранения на них полиграфического производства. У страны есть уже печальный опыт типографий Воениздата и Внешторгиздата. Все они были выкуплены на обычных аукционах, немедленно перепрофилированы и сейчас используются как объекты недвижимости. По нашему проекту предполагается весь комплекс полиграфических предприятий разделить на четыре-пять интегрированных структур, которые, во-первых, не нарушали бы антимонопольного законодательства и не контролировали бы ни в одном сегменте более 35% рынка, во-вторых, конкурировали бы друг с другом. Нужно создать достаточно привлекательную для инвестиций систему, при которой можно было бы подтягивать как инвесторов федерального уровня, так и небольшие региональные компании. Цель – создать такие структуры, которые бы обеспечили рынок диверсифицированными полиграфическими услугами и смогли отобрать у зарубежных печатников все российские заказы.
       – По какому принципу будут формироваться эти структуры?
       – Это будет обсуждаться. Даже внутри Минпечати есть две позиции. Один принцип – разделить предприятия по их специализации, то есть создать книгопечатное объединение, объединение предприятий газетной печати и так далее. Второй принцип – формировать смешанные структуры. В каждом сегменте рынка случаются свои взлеты и падения, и такие укрупненные компании могли бы переживать любые колебания за счет диверсификации выпуска печатной продукции.
       – Когда реально может начаться акционирование типографий?
       – Сейчас уже идет акционирование 52 предприятий, аукционные продажи активов начнутся в следующем году, полностью завершиться процесс должен в 2006 году. Однако уже сейчас в некоторых регионах по поводу приватизации федеральных типографий нагнетается истерия: дескать, передают предприятия в чужие руки, они перестанут быть полиграфическими, отдайте их нам. Для истерики нет никаких оснований. Идет процесс смены формы собственности, а собственник остается тот же – государство. Что же касается дальнейшей реализации пакетов акций, то нам представляется, что главными стратегическими инвесторами могут выступить крупные издательские дома либо пулы, образованные ими. Для того чтобы процесс приватизации вернул в Россию заказы, которые сегодня уходят за рубеж, необходимо также предусмотреть некоторые таможенные изменения. Существуют таможенные льготы на ввоз готовой печатной продукции. Пока в стране нет предприятий, готовых предложить адекватные услуги издателям, эти льготы трогать нельзя. Но как только услуги появятся, мы должны будем ввести нормальную пошлину на ввоз отпечатанных газет и журналов, одновременно снизив пошлины на ввоз полиграфических материалов, не производимых в стране, и нового оборудования для печати. Именно нового – нам бы не хотелось, чтобы страну превратили в свалку старых типографских машин.
       – И какой величины пакеты акций планируется продать частным инвесторам?
       – По этому вопросу будет решение правительства, оно будет принято к концу года. Государству в принципе нет нужды оставаться в полиграфической промышленности. Может быть, за исключением трех-четырех казенных типографий для нужд Минфина, Минобороны и спецслужб.
       – Какой объем инвестиций может привлечь приватизация?
       – Как я уже говорил, в идеале порядка $600-700 млн.
Интервью взял КОНСТАНТИН Ъ-ВОРОНЦОВ
       


Источник: КоммерсантЪ