05.02.2004

Мораль для богатых. РПЦ объяснила бизнесу смысл 10 заповедей



Анфиса Воронина
Анна Николаева
Виталий Иванов
Ведомости

         Русская православная церковь решила внести свою лепту в воспитание морали отечественных бизнесменов. Всемирный русский народный собор вчера одобрил свод нравственных принципов для бизнеса, основанный на библейских заповедях. Церковные иерархи выступают против неэтичной рекламы и неуплаты налогов, но за частную собственность.

        Решение о создании свода нравственных принципов для бизнеса было принято еще на прошлом Всемирном русском соборе в 2002 г. Вчера, на восьмом соборе, созванном по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, свод нравственных принципов и правил в экономике был одобрен и предложен "для добровольного принятия" руководителям компаний, работникам и профсоюзам.

        Авторы свода толкуют понятия богатства, национализации, неуплаты налогов, рекламы, прибыли и т. д. , основываясь на 10 библейских заповедях. Богатым предложено делиться, а бедным - трудиться. "Бедный человек обязан достойно вести себя, стремиться к эффективному труду, повышая свой профессиональный уровень, чтобы выйти из бедственного положения", - говорится в своде. Неуплату налогов церковный документ трактует как "хищение у сирот, стариков, инвалидов, других самых незащищенных людей". Национализация, считают авторы документа, "нравственно оправданна только тогда, когда использование [собственности частником] заведомо противоречит интересам общества, угрожает безопасности и жизни людей". Приватизация, следует из свода, нравственно оправданна, если ее следствием будет "реальное улучшение качества товаров и услуг, снижение цен, укрепление экономики". А реклама должна считаться "безнравственной", если содержит "откровенный обман", эксплуатирует "половой инстинкт", побуждает к пьянству и курению, использует "душевную незрелость детей и подростков". Такую рекламу авторы свода призывают предпринимателей "не поддерживать". Близкий к руководству РПЦ источник утверждает, что в написании свода принимал участие депутат Госдумы, бывший глава НРБ Александр Лебедев. Получить комментарий Лебедева не удалось.

        Священнослужители верят, что их призыв будет услышан бизнесменами, а об отступниках они собираются объявить публично. По словам митрополита Кирилла, которого цитирует НТВ, представители церкви будут встречаться с бизнесменами и чиновниками и просить их подписать документ. "Конечно, найдется кто-то, кто скажет: "Я этого не сделаю". Тогда мы попытаемся сделать так, чтобы народ узнал [их] имена", - сказал митрополит.

        Эксперты считают, что мировому бизнесу совсем не чужда христианская мораль. Кодексы трудовой этики, действующие сейчас в большинстве крупных корпораций, корнями уходят в этические кодексы протестантизма, считает Сергей Градировский, руководитель Центра стратегических исследований Приволжского федерального округа. Тем не менее сами бизнесмены отнеслись к церковной инициативе неоднозначно. Президент ИГ "Ренессанс-Капитал" Олег Киселев удивлен такими предложениями. "Мы живем в реальном мире, а это сюрреалистичный сюжет", - полагает бизнесмен. "Наверное, есть какой-то социальный заказ, сейчас все бросились воспитывать буржуазию", - рассуждает Киселев. "В Библии достаточно всего написано, чтобы правильно и этично вести бизнес [без дополнительных трактовок]. Трактованием Торы тоже заниматься не надо", - считает один из членов бюро РСПП, пожелавший остаться неназванным. А один из сопредседателей "Деловой России" Евгений Юрьев уверен, что церковь играет все большую роль в обществе. Правда, говорит бизнесмен, "пока сложно сказать, будет ли бизнес придерживаться этих рекомендаций".

        Министр по делам национальностей и миграционной политики Владимир Зорин, присутствовавший на соборе, напоминает, что "любая религия имеет ответы на вопросы "что есть хорошо и что плохо", в том числе и в системе хозяйствования.

        А член правления Совета по национальной стратегии Станислав Белковский считает, что роль РПЦ впредь будет только возрастать. "Церковь вполне может выступать в качестве посредника в отношениях бизнеса и государства, - рассуждает Белковский. - И многие бизнесмены начинают это понимать".



Источник: Ведомости