05.02.2004

Брокерский бизнес стал менее прибыльным



Елена Мязина
Севастьян Козицын
Ведомости

         Несмотря на оживление фондового рынка, брокерский бизнес в России становится менее рентабельным. Об этом свидетельствует очередной рэнкинг Национальной ассоциации участников фондового рынка (НАУФОР) за III квартал 2003 г. Брокеры с этим выводом согласны и уже задумались о том, как повысить свою прибыль.

        С одной стороны, прошлый год стал для брокеров очень удачным: большинство из них заметно увеличили объем операций. По данным НАУФОР, совокупный оборот компаний за девять месяцев 2003 г. составил 7 трлн руб. по сравнению с 3,2 трлн руб. за аналогичный период 2002 г. Но, несмотря на более чем двукратный рост оборотов, прибыль участвующих в рэнкинге НАУФОР компаний сократилась почти втрое - с 8,9 млрд руб. за три квартала 2002 г. до 3,3 млрд руб.

        Начальник информационно-аналитического управления НАУФОР Виктор Четвериков полагает, что причина "существенного сокращения рентабельности - конкуренция за клиентов, приводящая к снижению компаниями тарифов за свои услуги".

        Участники рынка в целом разделяют этот вывод. "Конкуренция на рынке растет, из-за этого уменьшаются комиссионные", - говорит трейдер "Тройки Диалог " Алексей Долгих. Если в 2002 г. брокеры брали за свои услуги в среднем 0,2% от суммы сделки, то в прошлом году их запросы сократились до 0,1 - 0,15% , а сейчас - и вовсе до 0,05% , рассказывает трейдер "Брокеркредитсервиса" Владимир Ислентьев. Размер вознаграждений снижается также из-за более активного применения современных технологий, добавляет руководитель отдела продаж российским клиентам "НИКойла" Марк Темкин, в частности, большинство сделок на рынке сегодня идет через интернет-шлюз ММВБ.

        Ислентьев приводит еще одну причину снижения комиссионных: с укреплением рубля клиенты теряют интерес к классическому рынку РТС, расчеты на котором осуществляются в долларах, и переводят операции на ММВБ. Трейдер "Проспекта" Николай Гусев объясняет это "большей технологичностью" ММВБ. В любом случае операции в РТС приносили брокерам большие доходы, а комиссионные за операции на ММВБ ниже: по словам Гусева, если за выполнение заказа на РТС брокер возьмет с клиента 0,1 - 0,3% от суммы сделки, то на ММВБ - от 0,02 до 0,1%.

        Падение комиссионных ощущают и инвесторы. "В наиболее ликвидных бумагах мы [брокерскую] комиссию почти не замечаем", - говорит управляющий активами "Атон-менеджмента" Алексей Белкин.

        Рентабельность брокерского бизнеса вообще оценить трудно, предупреждает Темкин, она складывается из многих показателей. Михаил Сухобок, председатель правления одного из лидеров по оборотам, "ВЭО-Открытия", считает, что доходы брокеров и дилеров надо анализировать отдельно. "У нас практически весь доход - брокерская комиссия, а доход дилеров [определяется] в большей степени доходностью [их инвестиционного] портфеля", - поясняет он. Прибыль, по словам Сухобока, зависит от инвестиций - рекламных кампаний, увеличения штата, расширения площади, вложений в IT-обеспечение и пр. , а они у всех разные. Впрочем, почти все эти вложения являются частью конкурентной борьбы, без них клиентов можно разве что потерять, но вряд ли приобрести.

        Впрочем, падение рентабельности не делает брокерский бизнес убыточным. "Высокие технологии снижают издержки [брокера], - отмечает Темкин из "НИКойла", - а заказы на низколиквидные акции, которых день ото дня становится все больше, обходятся клиентам дороже, чем на обычные бумаги". Сейчас, подчеркивает Долгих, чтобы повышать прибыль, брокерам нужно прилагать гигантские усилия и многократно увеличивать обороты. По словам Ислентьева, многим компаниям пришлось менять тарифную политику - теперь они зарабатывают не только на комиссии, но и на кредитовании клиента, аналитической поддержке, сдаче в аренду торговых терминалов и т. д.



Источник: Ведомости