06.02.2004

Признаки насыщения наблюдаются на столичном сотовом рынке



Светлана Витковская
Ведомости

         Московский рынок сотовой связи близок к своему насыщению. В прошлом месяце российские сотовые операторы впервые подключили в столице меньшее количество абонентов, чем за аналогичный период прошлого года. В этот раз больше всего абонентов подключила компания "Мобильные ТелеСистемы" (МТС) , перехватив лидерство у "ВымпелКома" (торговая марка "Би Лайн").

        По данным ACM-Consulting, в прошлом месяце российские сотовые операторы подключили 1,73 млн новых абонентов и их общее количество достигло 37,96 млн человек. В январе МТС подключила 778 900 абонентов, из них 181 000 - на Украине и в Белоруссии, "ВымпелКом" - 540 000, "МегаФон" - 384 436. В целом по России МТС подключила 35% новых абонентов, "ВымпелКом" - 31% , "МегаФон" - 22% , а другие операторы - 12%. В итоге доля сотового рынка МТС составила 37% , "ВымпелКома" - 31% и "МегаФона" - 18%.

        По словам аналитика ACM-Consulting Антона Погребинского, в январе впервые на московском рынке операторы подключили меньше абонентов, чем за аналогичный период прошлого года. Так, если в январе 2002 г. к сотовым сетям подсоединились 287 000 абонентов, то в этом январе - 248 000. Погребинский объясняет это насыщением столичного рынка. По оценкам ACM-Consulting, проникновение сотовой связи в Москве выросло за год на 25% и составило сейчас 69,1%. С ним соглашаются и другие аналитики. "Это говорит о том, что рынок в Москве насыщен. Скорее всего, в следующие месяцы рост абонентов в процентном отношении замедлится, а в абсолютном - стабилизируется", - полагает аналитик "Атона" Елена Роговина.

        Впрочем, в МТС на московский рынок пока смотрят более оптимистично. "Проникновение сотовой связи в московском регионе на сегодня достигло очень высокого уровня. Возможно, опубликованные показатели свидетельствуют об общем снижении динамики подключений в регионе. Однако я бы не стал судить об общих рыночных тенденциях по январю - это не самый показательный месяц с точки зрения структуры и объемов продаж", - говорит первый вице-президент МТС Михаил Сусов.

        Еще одним событием в январе для столичного рынка стал переход лидерства по объему новых подключений от "ВымпелКома" к МТС. В ACM-Consulting связывают это с цикличностью колебаний в практически равной конкурентной борьбе двух компаний. "Семь месяцев назад мы наблюдали то же самое: МТС тогда вырвалась вперед", - говорит Погребинский. Между тем у J'son & Partners другое мнение. "Частично это может быть связано с проблемами "ВымпелКома" с регулирующими органами, что могло отпугнуть некоторых потенциальных абонентов, а частично объясняется успехами МТС на рынке pre-paid", - полагает аналитик J'son & Partners Оксана Панкратова.

        В самом "ВымпелКоме" не отчаиваются. "Потребительский спрос представляет собой маятник, который может колебаться в зависимости от маркетинговых инициатив компаний. Мы остаемся лидерами по количеству абонентов в Москве и не собираемся сдавать позиции", - заявил директор "ВымпелКома" по связям с общественностью Михаил Умаров. На московском рынке "ВымпелКом" опережает МТС примерно на 700 000 абонентов.

        В целом по России ситуация прямо противоположная: за счет регионов абонентская база растет очень быстрыми темпами. По оценке J'son & Partners, в среднем количество абонентов страны выросло на 4,8%. "В январе получены очень высокие показатели прироста абонентов, что нетрадиционно для этого месяца. Это говорит о хорошей маркетинговой активности операторов, особенно региональных", - считает Панкратова. По ее данным, наибольшими темпами роста абонентской базы отличились региональные операторы в Нижегородской области, Сибири и на Дальнем Востоке. За один месяц их абонентские базы выросли на 7 - 8%.



Источник: Ведомости