10.02.2004

Дед Мороз не оправдал ожиданий инвесторов



Инна КОЛОМЕЙСКАЯ

Проект "Великий Устюг - родина Деда Мороза", задуманный пять лет назад как наш ответ Лапландии и с тех пор регулярно рапортующий о своих успехах, оказался мыльным пузырем. Ситуация с гостиницами, питанием и транспортом практически не изменилась с 1998 года, реальный объем турпотока раз в пять меньше, чем в официальных отчетах, куда делись вложенные в проект средства и прибыль - не понятно. Власти обвиняют во всем московские турфирмы, а те, в свою очередь, заявляют, что работать с Устюгом невозможно, и грозятся уйти искать нового Деда Мороза в Архангельск.

Инвестиционная сказка

"Великий Устюг - родина Деда Мороза" был задуман как совместный проект правительства Вологодской области и мэрии Москвы. Планы были масштабнейшие - построить тематический развлекательный парк "12 месяцев в вотчине Деда Мороза", многочисленные гостиницы и рестораны, дворец и почту российского Санта-Клауса и многое другое. В общем, превратить Великий Устюг в детскую туристическую мекку и утереть нос финнам. Проект широко рекламировался и даже был признан международными экспертами как лучшее и самое перспективное российское туристическое направление.

Однако воплотить в действительность добрую сказку для детей реализаторы проекта смогли только в самом начале. Уже через год, по убеждению всех работающих с Устюгом туркомпаний, вотчина Деда Мороза превратилась в средство по отмыванию денег, а все красивые проекты остались только на бумаге.

Первоначально предполагалось, что проект потребует финансирования в объеме как минимум 1.5 млрд. рублей. Дальнейшая информация о деньгах весьма отрывочна. Например, известно, что в 1999 году было потрачено 8 млн. рублей на строительство дворца Деда Мороза (инвесторами в равных долях выступили мэрия Москвы, правительство Вологодской области и "Газпром"). В 2000-2001 годах, по данным Вологодской администрации, на реализацию проекта было потрачено 300 млн. рублей. Летом прошлого года областным законодательным собранием была утверждена программа "Великий Устюг - родина Деда Мороза" на 2004-2006 годы, предусматривающая объем финансирования из местного бюджета в объеме 91.4 млн. рублей. Еще 8.6 млн. рублей выделяет из своего бюджета Великоустюгская дума. Точных данных о финансировании проекта со стороны Москвы нет. "Известиям" не удалось найти в столичной мэрии человека, курирующего проект, а представители турфирм, работающих по этим направлениям, считают, что московским властям давно уже нет дела до вотчины Деда Мороза.

Куда идут выделенные бюджетные и спонсорские деньги, также не понятно. Бывший сотрудник великоустюгской администрации, занимавшийся проектом, сообщил "Известиям", что за пять лет в городе мало что изменилось. Автобусный парк остается старым и обшарпанным, туристов приходится кормить в школьных столовых, а селить в общежитиях общего типа вместе с клопами и тараканами. Ни одно средство размещения в Великом Устюге не имеет сертификата и не соблюдает технику безопасности. Зато цены на клоповники за пять лет выросли с 30 рублей до 150 рублей в сутки. Единственная нормальная гостиница на 48 мест, построенная в рамках проекта, открылась только в декабре 2003 года.

Человеческий фактор

Помимо всего прочего, в Великом Устюге большая проблема с кадрами, в том числе экскурсионными. То есть вотчина Деда Мороза по всем статьям не готова к принятию большого количества туристов. Впрочем, с оценками турпотока ясности тоже немного. Вячеслав Позгалев, губернатор Вологодской области, утверждает, что для процветания проекта и удержания его популярности на высоком уровне достаточно принимать 10 тыс. гостей в год, но в 2003 году город посетило 113 тыс. туристов. У представителей турбизнеса цифры получаются совсем другие.

"Сезон в Великом Устюге длится две недели - на время школьных зимних каникул. Город может нормально вместить 500 человек в день, максимум - тысячу. Есть еще туристические поезда, которые заходят в Устюг на один день, без ночевки. В этом году их было три, по 400 человек каждый. Получается, что вотчина Деда Мороза в общей сложности принимает не более 20 тыс. туристов в год", - говорит представитель местной туркомпании.

Московские фирмы, вложившиеся в рекламу и продвижение проекта, в этом сезоне были вынуждены тормозить продажи. "Мы не отправили в Устюг детей даже на Новый год, когда увидели, что там творится. Местные чиновники не ударяют палец о палец, они могут только продавать по 50 рублей фирменные конверты для писем Деду Морозу, которые положено раздавать бесплатно. Нам даже не на чем возить туристов: обратно в столицу детей приходится везти поездом "Воркута-Москва", вместе с зеками", - сетует Людмила Солянкина, менеджер компании "Ванд интернешнл".

Администрация Вологодской области не раз говорила о положительном влиянии проекта на местную экономику - и безработица в городе сократилась, и товарооборот за прошлый год вырос в шесть раз, и общая стоимость произведенной продукции увеличилась аж на 60%. Однако теперь оказывается, что все далеко не так хорошо. Вотчина Деда Мороза пока задолжала в бюджеты всех уровней 3.3 млн. рублей, и говорить об отдаче этого проекта не приходится. Оборот вотчины составляет 350 млн. рублей в год, однако прибыль в прошлом году оказалась всего 13 млн. рублей. Позгалев винит во всем московские турфирмы, которые "снимают сливки, не вкладывая в проект ни копейки". Губернатор уверен, что все деньги ушли именно столичным операторам.

Утомленные холодом

Участники туррынка все обвинения отрицают. "Мы не вкладываем ни копейки? А кто посылает туда народ? Кто рекламирует проект? Мы даже собирались вложить деньги в строительство гостиницы, взамен требуя только предоставления нам квоты мест на сезон, но местные власти от этого отказались", - возмущается Солянкина. Кстати, особой прибыли от вотчины Деда Мороза московские компании тоже не имеют. Номинальная стоимость тура составляет 4.5 тыс. рублей. Операторы накидывают на него 20%, 10% из которых уходит агентам, как основным поставщикам туристов. А из оставшейся прибыли приходится оплачивать еще и рекламные расходы.

Бесконечные проблемы с чиновниками операторов уже порядком утомили. Следующей зимой может случиться так, что продавать московским детям путевки в Великий Устюг будет некому. Компании, ориентированные на внутренний туризм, грозятся уйти на север. Подобный новогодний проект сейчас затевается в Архангельске, и там желание строить туристический центр пока еще остается искренним.

Источник: Финансовые известия