11.02.2004

"Вторая столица" отстает. Экономика Петербурга развивается все медленнее



Анатолий Темкин

         САНКТ-ПЕТЕРБУРГ - Вчера петербургская администрация подвела итоги социально-экономического развития города в 2003 г. Они оказались не слишком радостными: темпы промышленного производства в городе упали с рекордных 31% в 2002 г. до 5,8% , а в пищевой промышленности и вовсе наметилась стагнация.

        По данным администрации Санкт-Петербурга, в 2003 г. объем производства в натуральном выражении составил 270,4 млрд руб. , увеличившись по сравнению с 2002 г. на 5,8%. Владимир Бланк, председатель Комитета по экономическому развитию, промышленной политике и торговле (КЭРППТ) , представлявший вчера на заседании городского правительства итоги социально-экономического развития Петербурга, отметил, что темпы роста промышленности несколько замедлились по сравнению с 2002 г. , когда объемы производства выросли на 31,4%. Бланк объясняет замедление темпов роста городской промышленности стабилизацией производства в тяжелом машиностроении, в первую очередь в энергомашиностроении и оборонной промышленности, и начавшимся падением объемов выпуска в пищевой промышленности.

        "Петербург следует в русле общей тенденции темпов роста производства", - говорит эксперт Центра развития макроэкономики Наталья Акиндинова. Она напомнила, что общий рост промышленности в России в 2003 г. составил 7,3%. "Замедление роста петербургской промышленности связано с ее слишком бурным ростом после кризиса в начале 2000-х гг. ", - считает заместитель генерального директора инвестиционной компании АВК Владимир Скляревский. После кризиса, поясняет аналитик, рост курса доллара по отношению к рублю дал приток экспортных заказов машиностроителям и оборонной промышленности, а концентрация таких производств в Петербурге очень высока. Одновременно, говорит Скляревский, бурно стала развиваться пищевая промышленность, замещающая импорт.

        "Мощности промышленных предприятий не бесконечны", - говорит аналитик "НИКойла" Вячеслав Смольянинов. По его оценке, в 2002 г. рост производства группы "Объединенные машиностроительные заводы" (в Петербурге ОМЗ принадлежат "Ижорские заводы" и судостроительный завод "Алмаз") составил 39% , тогда как, по прогнозу, в 2003 г. рост ОМЗ составил 29%. Одновременно, говорит Смольянинов, рост другого энергомашиностроительного гиганта - "Силовых машин" - в 2003 г. составил 24% по сравнению с 28% в 2002 г.

        Директор Центра анализа стратегий и технологий Руслан Пухов напоминает, что в 2002 г. одновременно Китай и Индия расплатились за два военных заказа: два эсминца, построенных на "Северной верфи", и первый из трех фрегатов с Балтийского завода. Суммарно, по оценке Пухова, обе страны заплатили петербургским предприятиям около $1 млрд. "Это дало эффект огромного роста", - считает аналитик.

        Одновременно с замедлением темпов роста промышленных объемов Владимир Бланк отметил изменение отраслевой структуры производства. В общей структуре упала доля пищевой промышленности - с 34,9% до 30,3%. При этом доля машиностроения выросла с 33,4% до 35,8% , а электроэнергетики - с 11,7% до 14,9%.

        "Рост электроэнергетики связан в первую очередь с повышающимися тарифами. А в пищевой промышленности начались процессы торможения и падения объемов из-за насыщения потребительских рынков", - считает Николай Расков, профессор кафедры теории менеджмента Петербургского университета.

        Аналитик ОФГ Алексей Кривошапко отмечает, что в прошлом году базовые предприятия петербургской пищевой промышленности - пивоваренные - остановили свой рост или снизили объемы. Из-за насыщения рынка, говорит аналитик, комбинат им. Степана Разина уменьшил свои продажи на 8,5% , а "Балтика" зафиксировала объемы петербургской площадки, бросив силы на загрузку новых региональных мощностей в Самаре и Хабаровске.

        По прогнозу КЭРППТ, рост промышленного производства в Петербурге в 2004 - 2005 гг. составит 7 - 8%. По мнению Владимира Бланка, его обеспечат экспортные заказы в машиностроении и оборонной промышленности при уменьшающейся роли пищевой промышленности. Пухов из Центра АСТ напоминает, что уже в этом году в Петербург могут поступить новые экспортные судостроительные заказы из Китая и Индии, общий объем которых он оценивает в $1,5 - 2 млрд.



Источник: Ведомости