11.02.2004

"Жигули" едут на Чукотку. ВАЗ открывает там представительство



Елена Виноградова


         "АвтоВАЗ" полон решимости продавать "Жигули" и "Самары" на всей российской территории и обещает открыть представительство даже на Чукотке. Участники рынка сомневаются в реальности этих планов: мало того что на Чукотке лишь немногим больше 1000 км мощеных дорог, да и завозить машины в Анадырь придется пароходами.

        ОАО "АвтоВАЗ" - крупнейший в России производитель автомобилей. В 2003 г. завод продал 716 512 автомобилей, оборот составил 107 млрд руб.

        "АвтоВАЗ" в этом году откроет свое управление региональных поставок (УРП) на Чукотке, сообщили "Ведомостям" в дирекции по связям с общественностью тольяттинского завода. Руководство предприятия утверждает, что это очередной шаг по возвращению "АвтоВАЗа" на рынок Дальнего Востока. В прошлом году завод уже открыл свои УРП в Хабаровске, Владивостоке и Благовещенске. Председатель совета директоров "АвтоВАЗа" Владимир Каданников отмечал тогда в интервью "Ведомостям", что продажи завода в этом регионе растут на 10 - 15% в месяц. Динамику уточнили в дирекции по связям с общественностью: если в I квартале 2003 г. за месяц во всем Забайкалье, Хабаровском и Приморском краях продавалось по 100 "ВАЗов" в месяц, то в IV квартале прошлого года - 700.

        Высокопоставленный менеджер "АвтоВАЗа" объяснил "Ведомостям", что завод стремится "охватить сбытовой сетью" всю страну и застолбить место на рынке, пусть и продавая через некоторые УРП всего по 20 - 30 автомобилей в месяц, и готов тратиться на освоение новых рынков. Доставка одной машины из Тольятти во Владивосток обходится примерно в 10 000 руб. , и эти расходы "АвтоВАЗ" берет на себя. У "АвтоВАЗа" есть и другие УРП, которые продают несколько десятков машин в месяц или вообще не продают ни одной. Например, в этом месяце "АвтоВАЗ" не поставил ни одной машины в УРП Мурманска, Марий Эл и Мордовии.

        По мнению собеседника "Ведомостей", у "ВАЗов" есть будущее на Дальнем Востоке, который традиционно считается вотчиной подержанных автомобилей из Японии. "Наши автомобили не конкурируют с праворульными, а занимают свою особую нишу", - полагает он. По его мнению, в этом регионе может хорошо продаваться дешевая "классика".

        Впрочем, многие сомневаются в успехе "АвтоВАЗа". "Заводу будет очень сложно занять сколь-либо значимую долю рынка Дальнего Востока. Цена подержанных японских машин остается очень низкой, несмотря на повышение ввозных пошлин, а заводу придется нести существенные транспортные расходы. Так что пока затраты на освоение рынка не будут оправданны", - считает аналитик Объединенной финансовой группы (ОФГ) Елена Сахнова. Один из столичных торговцев автомобилями с Японских островов считает, что у "Жигулей" там нет никаких перспектив. "Весь Дальний Восток, вплоть до ГАИ и "Скорой помощи", ездит "на правом руле". Там привыкли к "японцам" и знают цену хороших машин", - говорит он. По его утверждению, за $6000, цену новой "Лады", во Владивостоке можно купить Toyota Corolla 1999 г. выпуска, "превосходящую продукцию "АвтоВАЗа" по комплектации и качеству".

        В столичном постпредстве Чукотского округа идею торговать машинами в Анадыре посчитали "очень странной". "Вообще-то, на Чукотке и дорог-то почти нет", - сказал "Ведомостям" один из сотрудников представительства. По информации официального сайта администрации округа, протяженность дорог на Чукотке составляет около 5000 км. Из них только 1200 км "имеют твердое покрытие", все остальные "эксплуатируются в виде автозимников". Грузы завозятся на Чукотку почти исключительно воздушным и морским путем. Собеседник "Ведомостей" на "АвтоВАЗе" подтвердил, что машины в Анадырь будут поставлять морем.

        "Компаний, которые бы торговали автомобилями здесь [на Чукотке] нет. Все покупают автомобили на "материке" - либо наши, либо японские" - говорит менеджер, уже год работающий на Чукотке.

        Другие российские производители не сбрасывают Дальний Восток и Чукотку со счетов. "Нельзя исключать возможность [нашего] появления в этом регионе", - заявила "Ведомостям" PR-менеджер Ford Motor Company в России Оксана Хартонюк. Сейчас у Ford есть дилеры в Сургуте, Кемерове, Иркутске, Красноярске и сервисный дилер во Владивостоке. "Мы удовлетворены результатами работы этих предприятий", - говорит Хартонюк. Есть "нормально работающие" дилеры на Дальнем Востоке (Хабаровск, Иркутск, Красноярск) и у ГАЗа, рассказал начальник пресс-службы ГАЗа Сергей Луговой. Правда, есть ли у завода планы по освоению Чукотки, он вчера уточнить не смог.

        Источник "Ведомостей", ранее работавший в администрации Чукотского округа, связывает интерес автомобильных компаний к Чукотке с деятельностью губернатора Романа Абрамовича. Раньше весь автомобильный парк составляли "УАЗы" и праворульные иномарки из Японии. Теперь же администрация закупает, в частности, "ГАЗели" для государственных структур и муниципальных учреждений, например школ и детских садов. Кроме того, жителям вовремя платят зарплату, размер которой увеличивается, и, возможно, вскоре они смогут покупать автомобили, считает собеседник "Ведомостей".



Источник: Ведомости