13.02.2004

Отчего такси не летают как птицы



Проект создания в центральной части России воздушного такси обсуждается на протяжении нескольких лет. Несмотря на постоянные заявления о скором вводе проекта в действие, реальных подвижек до сих пор нет. Очередной анонс недавно сделала компания "Авиалайн", обещающая открыть линии воздушного таксомотора в конце весны. Однако в столичных аэропортах и в самих регионах к этой идее относятся скептически.

Это мы уже проходили

Несколько лет назад "Авиалайн" уже заявлял об открытии проекта воздушного такси в московском аэропорту "Домодедово". Суть его заключалась в предоставлении пассажирам возможности перелета из Москвы в города, не имеющие постоянного воздушного сообщения, - населенные пункты в центральной части России. Авиакомпания тогда подсчитала, что потенциальными пассажирами летающих такси могут стать 0,1 процента всего населения страны. "Авиалайн" в течение двух недель выполнял демонстрационные полеты. Но дело застопорилось. Первая утвержденная линия маршрутов: Москва (Домодедово) - Тула - Орел - Курск, где должны были летать Ил-103, Як-40, М-101Т и вертолеты Ми-34С, не прижилась в российском небе.

Генеральный директор "Авиалайна" Михаил Колесников считает, что воздушное такси в России будет пользоваться такой же популярностью, как и на Западе. В конце нынешней весны "Авиалайн" намерен запустить воздушное такси из подмосковного аэропорта "Мячково". Компания уже вложила в проект около $6 млн. Планируется, что "кукурузники" (большая часть этого парка сегодня простаивает) Ан-2 станут возить пассажиров в Ярославль, Калугу, Брянск, Тулу, Курск и Белгород.

В нынешнем проекте также не обошлось без сдвигов: планировалось, что линия заработает уже в феврале. Но подвели регионы, не успевшие к данному сроку привести в надлежащее состояние аэродромы, на которых коровы и прочая домашняя живность чувствуют себя в большей степени хозяевами, чем самолеты и вертолеты. По сути там необходимо восстанавливать взлетно-посадочные полосы и заново налаживать систему аэронавигации. Если проекту суждено воплотиться в жизнь, то "кукурузники" будут взлетать из "Мячково" ежедневно, увозя в ближайшие к Москве города до 12 человек на своем борту.

Народ на "кукурузнике" не полетит

В регионах к новым планам воздушного такси относятся скептически. В начале февраля руководители "Авиалайна" провели в Москве совещание с представителями Тулы, Калуги, Орла, Ярославля и Брянска, где собравшиеся регионалы дружно зарубили проект в его сегодняшнем виде.

В администрации Ярославской области считают проект непроработанным. По словам эксперта Дмитрия Пермякова, самолеты Ан-2 и Ан-3 недостаточно комфортабельны даже для непродолжительного полета, поэтому целесообразно подобрать другой тип самолета. Например, Ан-28 или чешский L-410. Что касается стоимости перелета на "кукурузнике", то она вряд ли будет сопоставима с ценой билета на поезде. Если стоимость проезда из Ярославля в Москву в купейном вагоне составляет 310 рублей, то полет на 12-местном Ан-2 обойдется в несколько раз дороже (по предварительным оценкам, стоимость перелета оценивается в 6 руб. за 1 км). Однако дело не в цене. "В Ярославле найдутся клиенты, для которых скорость оправдывает издержки, но мало кто из состоятельных граждан изъявит желание лететь на "кукурузнике", - считает Дмитрий Пермяков.

Недавно в Ярославле были приостановлены полеты из аэропорта "Туношна" в "Домодедово" комфортабельных 40-местных самолетов Ан-24 авиакомпании "Самара". Рейс оказался невостребованным несмотря на то, что стоимость перелета составляла 750 руб. (или 3 руб. за 1 км). Большинство ярославцев предпочитают добираться до столицы скоростной электричкой "Савва Морозов" за 3,5 часа.

В Туле планы компании "Авиалайн" также не вызывают оптимизма. "В сегодняшнем виде этот проект - утопия, - заявил "Финансовым Известиям" директор областного департамента транспорта Вячеслав Ростиславов. - Тульский аэропорт давно прекратил свое существование. Все, кроме взлетной полосы (которая осталась за Министерством обороны), распродано частным лицам. Конечно, можно договориться с военными и получить разрешение на полеты. Но какой бизнесмен полетит на "кукурузнике" (а это боковые места, воздушные ямы, полное отсутствие комфорта), если стоимость километра пути - 6 рублей?"

С учетом доставки в аэропорт путь от Тулы до Москвы займет полтора-два часа и обойдется в 1200 рублей. А поездка на "Мерседесе", которая займет те же полтора часа, будет стоить 500 рублей.

Туляки предложили "Авиалайну" найти современные самолеты от 4 до 10 мест. Впрочем, даже комфортабельные самолеты вряд ли сделают этот проект более привлекательным. По мнению председателя тульского обкома профсоюза малого и среднего бизнеса Игоря Стрекалова, выложить за поездку в Москву 1200 рублей может только человек, имеющий довольно высокий уровень доходов. А зачем такому человеку связываться с самолетом, если он за полтора часа проделает тот же путь на своем джипе. Несколько лет назад компания "Авиалайн" уже объявляла об открытии воздушного такси по маршруту Тула - Москва. Первым и последним пассажиром стал губернатор Василий Стародубцев. Больше желающих воспользоваться услугами воздушных перевозчиков не нашлось.

Москва в авиатакси верит

Столичные власти, в отличие от близлежащих к Москве регионов, считают проект воздушного такси перспективным. 21 августа прошлого года заместитель мэра Иосиф Орджоникидзе подписал постановление о создании комиссии по исследованию рынка услуг авиатакси и изучению возможностей его организации в московском регионе. На эти цели городской бюджет выделил 2 млн 400 тыс. рублей. В документе говорится, что нельзя больше не принимать во внимание "активное развитие баз отдыха, садоводческих товариществ и кооперативов и при этом недостаточное обеспечение транспортной инфраструктурой выезжающих к местам отдыха москвичей". Особенно в условиях, когда между столицей и Подмосковьем систематически курсирует около 4,5 млн человек.

Леонид НОВИКОВ, Сергей ЖДАКАЕВ, Тимур ХИКМАТОВ, Москва - Тула - Владимир

Источник: Известия