13.02.2004


Уроки "Юкоса" ценой $6 миллиардов



В правительстве все сильнее настроения в пользу того, чтобы более эффективно использовать сегодняшнее "конкурентное преимущество" страны в виде высоких цен на нефть. А именно более эффективно перераспределять полученные нефтедоллары. Прошедшая думская кампания продемонстрировала, что идея "изъятия природной ренты" или просто повышения налогов для нефтяников пользуется популярностью в обществе. И учитывая не только дело "ЮКОСа", но и вообще весь нынешний комплекс отношений между властью и крупным бизнесом (в том числе специализирующимся на добыче природных ископаемых), этим растущим настроениям сегодня не противопоставлено сколь-либо существенного контрлоббизма, способного предотвратить осуществление таких планов. Вопрос в том, в какой форме и в каких размерах будут изымать и перераспределять.

Усилиями сразу трех министерств - финансов, экономразвития и энергетики - уже подготовлен проект внесения изменений в федеральный закон "О таможенном тарифе". До конца февраля он должен быть представлен правительству. В частности, планируется изменить порядок установления ставки вывозных таможенных пошлин на нефть. Предлагается также изменить в сторону увеличения размер ставки налога при добыче нефти и газоконденсата.

Замминистра экономического развития Аркадий Дворкович вчера даже счел нужным успокоить нефтяников и обозначить некий "предельный" размер налогообложения отрасли. Он заявил: "Сейчас изъятия за счет пошлин составляют 40% сверхдоходов нефтяников. Минфин предлагает 70%, но это максимум. Больше цифру ставить нельзя, может, чуть меньше". В то же время Дворкович заметил, что вопрос о повышении экспортной пошлины на нефть должен решаться одновременно с реформированием налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ), так как "это комплексный вопрос".

В отношении НДПИ пока имеются, насколько известно, разногласия. В частности, Минфин (и, разумеется, ряд нефтяных компаний) не поддерживает саму идею дифференциации НДПИ, в то время как Минэкономразвития и Минэнерго идею поддерживают, считая, что без такой дифференциации повышать пошлины нужно крайне осмотрительно и на меньшие размеры, ибо в противном случае целый ряд компаний просто окажутся нерентабельными.

Сторонники дифференциации НДПИ ссылаются на мировую практику, которая скорее в их пользу: природная рента, например, в Норвегии, Канаде, США, Казахстане и ОАЭ изымается с помощью плавающей ставки налога на добычу, зависящей от качества месторождения. В Минэнерго, в частности, полагают, что сегодняшняя плоская ставка НДПИ и определяемые правительством экспортные пошлины позволяют изымать лишь сверхприбыли, получаемые благодаря высоким мировым ценам, природная же рента, то есть прибыль, приносимая лучшим по качеству месторождением, остается в распоряжении частных компаний и расходуется на выплату дивидендов и на приобретение новых активов.

Логика и расчеты Минэнерго таковы. Общая выручка "нефтянки" в 2003 году составила $70 млрд, операционные затраты (добыча, переработка, транспортировка) - $20 млрд. То есть операционная прибыль отрасли составила $50 млрд, из которых $27 млрд в виде налогов поступает в бюджеты всех уровней, а оставшиеся $23 млрд составляют чистую прибыль нефтяных компаний, из которых $8 млрд направляется на инвестиции. Таким образом, ежегодно $17 млрд остается в распоряжении владельцев нефтяных компаний. Минэнерго предлагает оставить нефтяникам $11 млрд, что произойдет, если при действующем уровне цен рентабельность нефтяного бизнеса снизится с нынешних 40 до 28%, а в случае падения цен до $18 за баррель - до 21%. В подкрепление этой логики - опять же не наш опыт: в Норвегии с ее месторождениями в Северном море рентабельность составляет 18%, в арабских странах с традиционно высокой долей государственного перераспределения - 10%.

Минэнерго предлагает ввести повышающие и дифференцированные ставки НДПИ в зависимости от качества разрабатываемого месторождения. Действующую сегодня ставку (347 руб. с 1 т) добытой нефти предполагается сохранить только для наименее привлекательных месторождений. Их три группы: расположенные в новых районах разработки и удаленные от магистральных и внутрипромысловых трубопроводов более чем на 100 км (ставка вводится на срок до 5 лет от начала промышленной добычи), месторождения, запасы которых выработаны на 80% и более, и месторождения с объемами добычи до 100 тыс. т в год. Для остальных месторождений НДПИ предлагается увеличить вдвое. Но увеличенной ставкой предлагается не вся добываемая нефть, а объемы, превышающие 100 тыс. т в год. По логике Минэнерго, это позволит поддержать малые и средние нефтедобывающие фирмы, а также развивать разработку новых месторождений в удаленных районах Северо-Западного региона, Восточной Сибири и Дальнего Востока, где отсутствует транспортная инфраструктура и требуются большие капитальные вложения (соответственно в перспективе появится и чем заполнять планируемый экспортный нефтепровод Ангарск - Находка, а то на сегодня на востоке имеются лишь ограниченное количество разведанных месторождений, чьи объемы предлагаются тем же "ЮКОСом" для заполнения нефтепровода на китайский Дацин).

Есть большие упования на то, что новая система заставит нефтяников заняться трудноизвлекаемыми месторождениями. Помнится, вскоре после начала преследований "ЮКОСа" в правительственных кругах (особенно в Минприроды) активно стали рассуждать: мол, компания "варварски" эксплуатирует месторождения - снимает "сливки", а потом забрасывает месторождение "в погоне за прибыльностью". В "ЮКОСе" возражали: на все есть экономическая целесообразность. По итогам таких споров решено правила "целесообразности" изменить.

Еще более деликатный вопрос: а кто, собственно, конкретно "в условиях Северо-Западного региона, Восточной Сибири и Дальнего Востока" будет "дифференцировать"? Ведь в свое время другим оправданием существования плоской шкалы была как раз коррумпированность чиновников: чем меньше им давать простора для субъективных толкований, чем проще будет система налогообложения - тем меньше база для коррупции.

В проекте, представленном в правительство, в качестве антикоррупционной меры предлагается считать основными критериями применения пониженных ставок годовой и накопленный с начала промышленной разработки объемы добычи нефти, поскольку эти "параметры абсолютно объективны и легко контролируются".

Впрочем, планируемый суммарный эффект от введения нового порядка взимания НДПИ в размере $6 млрд поможет упокоить и даже развеять любые сомнения. Тем более что политическая обстановка этому весьма благоприятствует. И если президент уже заявил, что "рента должна быть дифференцированной, то есть зависящей от условий добычи нефти и газа", - значит, будут дифференцировать.

Источник: Известия