13.02.2004

Через шлагбаум французские визы все-таки выдают



Татьяна Романова
Для Ведомостей
         Российские туроператоры справились с неожиданным ужесточением порядка выдачи французских виз, для получения которых теперь недостаточно забронировать номер во французском отеле. Но многие туркомпании изрядно обижены на французов: по их мнению, те не предприняли усилий, чтобы смягчить удар от изменения порядка въезда в середине горнолыжного сезона.

        "Все началось с того, что [1 февраля французское] консульство отказалось выдавать визы на основании подтверждения из отеля", - жалуется директор по выездному туризму агентства "Роза ветров" Елена Степанова. Февраль - середина горнолыжного сезона, сейчас, по оценке Российского союза туриндустрии (РСТ) , во Французские Альпы вылетает около 800 наших соотечественников еженедельно. И именно в этот момент перестал работать налаженный механизм выдачи виз.

        До сих пор визу можно было получить на основании подтверждения отеля о бронировании номера. Туркомпании вместе с паспортами клиентов предоставляли во французское консульство факсы из отеля с подтверждением брони, после чего в течение дня чиновники возвращали паспорта уже с визами. Однако в этом году французские власти заподозрили, что этой схемой пользуются не только добросовестные туристы, но и нелегальные иммигранты, и люди, которые получают визу для въезда в другие страны Шенгена. Атташе по туризму французского посольства Кристиан Вальгенвиц и представители РСТ приводят такие данные: в 2003 г. россияне получили 231 000 только туристических виз во Францию, а в поездку в страну любым видом транспорта, кроме автомобильного, отправились лишь 190 000. Таким образом, минимум 40 000 человек использовали визу не по назначению, считают французы. "Существует множество визовых фирм, которые бронируют места в гостиницах, получают приглашения, а потом отказываются от брони и продают визы без турпакетов", - объясняет вице-президент РСТ, президент турфирмы KMP-group Владимир Канторович.

        Теперь в систему выдачи виз встроен дополнительный контрольный механизм: подтверждения отелей о бронировании номеров должны быть заверены в муниципальном офисе по туризму города, в котором расположен отель. Как объяснил "Ведомостям" источник, близкий к посольству Франции в РФ, офисы по туризму не принимают решений по визовым делам, их функции только контрольные. "[Французские власти] хотят быть уверенными, что подтверждение от гостиницы действительно получено", - говорит источник. В качестве альтернативы консульство готово принимать подтверждения независимых компаний, специализирующимися на бронировании номеров.

        В туркомпаниях говорят, что в начале месяца с трудом смогли сохранить туристический поток. "На тот момент офисы по туризму вообще не представляли, что надо делать и зачем им это надо", - говорит Елена Степанова. "Французская сторона даже не оповестила все отели, - вторит ей сотрудник другой туроператорской компании, пожелавший остаться неназванным. - Нам пришлось самим звонить в отели и просить их отправить подтверждение в офис по туризму". Правда, объявление о новой схеме выдачи виз в консульстве вывесили в начале января, уточняет менеджер "ПАК Групп" Елена Мурыгина, но это, по ее словам, не помогло туроператорам: с французскими офисами по туризму они никогда доселе не работали. А вот первый заместитель гендиректора "Невы" Алексей Каширский говорит, что его компания успела подготовиться к работе по новым правилам.

        Теперь с помощью Национального туристического дома (организация при Министерстве туризма Франции) туроператорам удалось наладить взаимодействие с офисами по туризму, говорит Мурыгина. Однако, по словам гендиректора турагентства "Эрцог" (специализируется на горнолыжном туризме) Михаила Мусинянца, новые въездные правила заметно усложняют работу: "Раньше визовый вопрос решался в течение суток, теперь мы вынуждены ждать ответа до двух дней. Иногда мы просим самого клиента подъехать в консульство". "Французские офисы по туризму работают крайне неоперативно. Ни у них, ни у нас нет свободных людей. Нам приходится перезванивать во Францию, убеждать, что это срочно", - говорит собеседник "Ведомостей" в крупной компании-туроператоре. Второй вариант - обращение в компании по бронированию или к французским туроператорам, но это дополнительные затраты, отмечает Степанова.

        "Не хотелось бы делать прогнозы, но с увеличением турпотока будет очень тяжело", - считает один из участников туррынка. Степанова с ним согласна. "Хорошо, что это произошло после Нового года, а то бы у всех был крах программ", - говорит она.

        Всего в 2003 г. , по данным Национального туристического дома, Франция приняла около 300 000 россиян с учетом многократных въездов - на 15% больше, чем в 2003 г. По данным компании "Эрцог", в среднем недельная поездка в составе группы на горнолыжный курорт во Французских Альпах обходится туристу из России в 850 евро.



Источник: Ведомости