13.02.2004

Зарплаты на выбор. В Новосибирске вышли два разных обзора зарплат



Юлия Дрокова

Ведомости - Западная Сибирь

         Многолетнюю монополию кадрового агентства "Сиб-Анкор" в Новосибирске на выпуск обзоров по зарплатам в этом году нарушило агентство Business Connection. Обе компании исследовали зарплаты только в российских компаниях и получили разнящиеся данные. Авторы обзоров объясняют это недостатками в технологии исследований друг друга.

        В исследовании "Сиб-Анкора" принимали участие 25 компаний, в обзоре Business Connection - 103. Последняя компания привлекла в качестве партнера исследовательскую компанию "РОМИР-Мониторинг-Новосибирск". Более обширную выборку управляющий партнер Business Connection Ильгиз Валинуров считает одним из основных своих конкурентных преимуществ: "Анализ 25 компаний не может именоваться обзором - слишком мало исходной информации. Мы с "РОМИРом" пытаемся претендовать на истинную репрезентативность".

        В "Сиб-Анкоре" считают, что подход, продемонстрированный "Business Connection", дает представление об уровне заработных плат в другом сегменте рынка. "Мы ориентированы на "живой" бизнес - на успешные, развивающиеся компании, поэтому наши цифры несколько выше данных "РОМИРа", но они отражают ситуацию в перспективном секторе экономики. "Business Connection" был более "демократичен" в выборе компаний-респондетов", - говорит заместитель директора "Сиб-Анкора" по рекрутменту Алена Алферова. Вторым технологическим отличием Алферова называет тщательность сбора информации: "Исследуя меньшее количество компаний, мы глубже анализируем все составляющие о структуре компании, системе компенсаций, должностных обязанностей".

        Аналитик "РОМИР-Мониторинг-Новосибирск" Антон Карпов считает произведенную выборку вполне достоверной: "Мы составили базу данных предприятий Новосибирска, активных на рынке труда осенью 2003 г. (дававших объявления о поиске персонала в любых СМИ и на любых носителях и обращавшихся в кадровые агентства с заказами). Таковых оказалось более 600, из которых в дальнейшем и были отобраны участники обзора. Данные "Анкора" глубже, наши - шире".

        Основные потребители обзоров - крупные и средние компании - разошлись во мнениях относительно нового предложения. Ирина Подчернина, руководитель отдела по работе с персоналом Центра финансовых технологий, рассказывает, что решила проверить методику составления обзоров на собственном опыте: "Желая понять, насколько достоверна информация, публикуемая в обзорах, я решила сама принять участие в обзоре Business Connection в качестве интервьюируемого. Впечатления получила не лучшие: интервьюер не обладал достаточной компетенцией в сфере деятельности ЦФТ, вопросы были сформулированы размыто. Соответственно, рассчитывать на развернутые и глубокие ответы интервьюер не мог. Если бы мы получили такие данные из компании-конкурента, какие представляли сами, там не нашлось бы ничего действительно интересного для нашего отдела по персоналу".

        Елена Корчуганова, заместитель директора по развитию персонала сети магазинов "Сибириада", выражает сомнения относительно достоверности обзоров как таковых. "Невозможно проверить, насколько точные данные предоставляют опрошенные компании", - сетует она. Однако исследованию Business Connection Корчуганова склонна верить больше: "Там обширнее выборка, и оттого, что привлечен независимый подрядчик, не возникает ощущения, что опрашивали только "компании друзей". А Елена Айтпаева из "ДМС-Новосибирск" (генеральный дистрибьютор Procter & Gamble) рассказывает, что компания отказалась от приобретения обзора Business Connection из-за его высокой цены (он стоит $300, обзор "Сиб-Анкора" - 5000 руб. ).

        Коллеги Алферовой и Валинурова из других кадровых агентств вообще мало значения придают результатам исследований зарплат. "Спроса со стороны кадровых агентств на обзоры зарплат я не наблюдаю - у каждого агентства есть собственные экспертные оценки, которым они больше доверяют", - объясняет директор "Суперкадров" Светлана Сигневич. Елена Ермоленко, директор "Бизнес-Персонала", добавляет, что под каждую вакансию агентство проводит собственное мини-исследование, прицельно изучая интересующий заказчика сегмент. Большие обзоры, полагает Ермоленко, являются во многом элементом пиара: "Целевая аудитория зарплатных обзоров - нынешние или потенциальные клиенты кадровых агентств".

        Опрошенные "Ведомостями" менеджеры по персоналу крупных и средних компаний признают, что зарплаты в их компаниях не совпадают с максимальными показателями обзоров, поэтому эти данные могут способствовать повышению зарплат. Елена Трофимова, директор по управлению персоналом "Топ-книги", рассказывает, что использование результатов таких исследований - дополнительный аргумент при желании руководителя подразделения пересмотреть зарплату своих сотрудников: "Наша корпоративная политика предполагает четкое мотивирование необходимости увеличения зарплат. Апеллируя к цифрам, руководитель подразделения может выйти с предложением об увеличении зарплат".

        О той же практике говорит и Ирина Подчернина: "Например, если сотрудник собирается увольняться из-за того, что где-то рассчитывает получить большую зарплату, то с помощью данных из обзора обычно удается добиться повышения зарплаты".

        ВЫСОКИЕ ЗАРПЛАТЫ - ТОРГОВЦАМ И ЛОГИСТИКАМ: Согласно данным "Сиб-Анкора", наиболее быстрыми темпами в минувшем году росли зарплаты специалистов по продажам и логистике - их доходы выросли на 30 - 50%. По словам Алены Алферовой, сравнительный анализ данных за 2002 - 2003 гг. позволяет называть 2003 г. "годом логистики": зарплаты этих специалистов подросли в среднем на 30% , в отдельных случаях - до 50%. Примерно такой же рост продемонстрировали начальники отделов продаж и руководители региональных филиалов национальных компаний. "В прошедшем году начался очередной виток открытия филиалов в Западной Сибири, его пик, по нашим оценкам, придется на 2004 г. ", - объясняет Алферова. Среди рядовых специалистов наибольший рост зарплат - в среднем 34% у промоактеров и сотрудников отделов рекламы.

        Елена Ермоленко из "Бизнес-Персонала" считает, что "из промышленности относительно динамично развивается только "пищевка", но торговля растет несоизмеримо быстрее. Ежегодный рост зарплат в рамках 30 - 50% специалисты по продажам демонстрируют уже несколько лет подряд".



Источник: Ведомости