16.02.2004

Российские туристы разлюбили Египет



Туроператоры пытаются вернуть спрос на Египет ценой в $70 за путевку

Любители дайвинга и пирамид дождались своего часа. А для туроператоров египетского направления, напротив, наступили черные времена. Избыток авиаперевозки и общее снижение спроса на Египет привели к падению цен на предлагаемые турпродукты. Компании, заранее проплатившие блоки мест на самолетах и в гостиницах, пытаются спасти хотя бы что-то и готовы возить российских туристов в Хургаду или Шарм-эль-Шейх почти бесплатно.

Туроператоры затрудняются точно объяснить, почему в этом году стремительно падает спрос на Египет. Вроде бы и крушение самолета в начале января не вызвало паники среди россиян, и погода не преподносила сюрпризов, и доллар на этом направлении остается самой востребуемой валютой. Но так или иначе, а спрос, по экспертным оценкам, уменьшился как минимум на 50%. В низкий сезон это стало особенно заметно.

С начала февраля предложения по Египту радуют потребителей и заставляют туроператоров проливать скупые профессиональные слезы. Продажа недельного отдыха для двоих в четырехзвездном отеле в Шарме за $499 уже не считается уникальным предложением. Потому что можно поехать и в Хургаду - в "три звезды", зато всего за $69 за восемь дней. Никакого подвоха вроде расселения в несуществующем отеле здесь нет - просто оператор, выставляющий на рынок копеечную Хургаду, пытается таким образом спасти 400 горящих кресел на чартерном рейсе.

"В этом году на направлении наблюдается небывалое снижение спроса. Объем перевозки при таком положении дел оказывается просто огромным. Поэтому приходится устанавливать супернизкие цены", - объясняет Ирма Сурмач, начальник отдела продаж "Мостравел". Эта компания продавала пятидневный тур с проживанием в пятизвездном отеле с завтраком за $93. Но даже такая суперакция мало что дала: по словам Сурмач, удалось продать только 5-6 горящих номеров.

О прибыли туроператоры уже забыли. По оценкам информационной службы "БАНКО", только себестоимость авиакресла на египетском направлении составляет $190. Но чартерные борта проплачиваются заранее, поэтому в последний момент компании пускаются во все тяжкие, чтобы вернуть хоть часть затрат. Кроме того, фирмы стараются даже в мертвый сезон закрывать наземную часть своих пакетов: стоит отказаться от блоков в гостиницах сейчас, и необходимых мест в период высокого спроса уже не получишь. А это неминуемо приведет к ослаблению позиций компании на рынке.

Эксперты полагают, что подобные цены на египетском направлении сохранятся до начала марта. Спрос начнет расти перед наступлением школьных каникул, и только тогда операторы могут надеяться выйти на уровень рентабельности. Впрочем, высокие даты могут их и не спасти. В этом сезоне даже Новый год не принес предполагаемого роста продаж. По словам Алексея Емельянова, менеджера компании "ИнтАэр", дополнительных рейсов на новогодние праздники на этот раз было в полтора раза меньше, чем в прошлом сезоне. "Тенденция к падению спроса сейчас очень отчетлива. Видимо, туристы уже насытились Египтом и едут отдыхать в другие страны", - считает Наталья Орлова, руководитель чартерного отдела "Мостравел". Этой компании пришлось урезать свои новогодние планы вдвое.

Единственным разумным выходом в такой ситуации эксперты считают сокращение объемов перевозки и отказ от дополнительных рейсов на высокие даты. Правда, в этом сезоне операторы корректировали свои планы уже дважды - в конце декабря и после окончания рождественских каникул. Однако количество отмененных и объединенных чартеров было явно недостаточным. Компании не хотят окончательно отказываться от перевозки, лелея свои амбиции и надеясь восстановить объемы в марте.

На Хургаду сейчас летает 20 рейсов в неделю. В прошлом году их было всего 13, хотя спрос тогда был ощутимо больше. Турпоток в Египет зимой 2002/2003 вырос примерно на 15-20%. Примерно такое же увеличение закладывалось и при верстке планов на этот сезон. Компании не учли, что в прошлом году интерес к Египту подогревался недоступностью других зимних направлений из-за иракского кризиса и атипичной пневмонии. Сейчас путь в Таиланд и Эмираты оказался открыт, и привлекательность страны пирамид сразу померкла.


Почему они падают

Египет уже переживал период глобального падения цен - в конце 90-х годов, после того как террористы взорвали туристические автобусы в Луксоре. Тогда поездки на российском рынке предлагались за $100-150. Россияне буквально спасли местную туриндустрию, т.к. охотно отправлялись в дешевые путешествия, в то время как пугливые европейцы массово оставались дома.

Абсолютным рекордсменом в области снижения цен в форс-мажорных ситуациях считается Турция. В 1999 году этой стране не повезло дважды: сначала курды, мстящие за своего лидера, пообещали расстреливать каждого второго иностранного туриста, потом обломки туриндустрии были погребены землетрясением. Поездки в Турцию для россиян того времени были бесплатными в прямом смысле слова - владельцы отелей даже приплачивали смельчакам по $100. Правда, на месте они наверстывали упущенное, требуя по $20 за стакан воды.

Надо отметить, что рекламные акции со снижением цен помогали не всегда. Например, Таиланд в прошлом году, в разгар эпидемии атипичной пневмонии, снизил цены на поездки более чем вдвое, сведя их фактически к стоимости перелета. Но поток на этом направлении восстановился только в этом году

Источник: Известия