16.02.2004

Пейджинговые компании смогут выжить за счет автомобилистов



В условиях бурного роста сотовой связи пейджинговым компаниям может помочь рост другого рынка - автомобильного. При отсутствии развитых сервисов позиционирования автомобилей на местности с использованием спутников у пейджинговых компаний есть шанс создать систему городской навигации для выбора оптимального маршрута в объезд пробок.
Удар ниже пейджера

Уцелевшие пейджинговые компании могут послужить хорошим примером антикризисного управления - таких образцов выживания в условиях, когда у компании просто отбирают весь рынок, немного. Начиналось все весьма многообещающе - например, с 1994 по 1996 год количество абонентов пейджинговой связи выросло в 20 раз, а по прогнозам 1998 года, к 2005 году их должно было стать 5 млн. Однако в том далеком докризисном времени сотовая связь считалась абсолютной роскошью - никто не мог представить, что ею в стране будут пользоваться десятки миллионов человек, а к 2004 году количество мобильных телефонов превысит число стационарных. Сотовая связь, особенно в крупных городах, стала народным средством телекоммуникации, и пейджинговые компании стали вести себя очень скромно.

Только сейчас сотовые операторы начинают переходить на рублевые тарифы. Причем часто в рекламе рядом с ценой в у.е. за сотовую связь размещена звездочка, отсылающая к сноске, набранной внизу рекламного листа мелким шрифтом, а иногда и расположенной вертикально или под углом. Сноска гласит: без НДС и других налогов. Скромные пейджинговые компании себе такого уже давно не позволяют - тарифы на связь и цены на оборудование установлены в рублях и весьма низки. Скромный пейджер можно купить за 800 рублей, а подержанный - и того дешевле. Тарифы на связь на этом рынке принято мерить днями - абонентская плата за день начинается примерно с 10 рублей. Такие цены мобильным операторам и не снились. Однако и количество клиентов у пейджинговых компаний существенно меньше, чем у сотовых, - по разным оценкам сейчас в Москве 50-150 тысяч клиентов. Такой разброс весьма показателен - этот рынок сейчас почти не исследуется. Все аналитические компании, куда обратились "Финансовые Известия", рассказали, что не исследуют этот рынок "с прошлого века". Причина - отсутствие новостей, поскольку рынок этот фактически замер.

"Консервация" этого рынка имеет простую причину - количество пользователей пейджинговой связи почти не меняется. Эта связь занимает определенную нишу, развиваться ей почти некуда, но и умирать пейджинговые компании не собираются. Конечно, ждать появления новых игроков на этом рынке не стоит, однако 5-7 крупных пейджинговых компаний, которые существуют на рынке с момента его зарождения, уже давно окупили первоначальные инвестиции и, сократив персонал и накладные расходы, могут относительно безбедно существовать. В одной из пейджинговых компаний "Финансовым Известиям" заявили, что, имея в списке клиентов "пару радиостанций и пару банков, можно выжить".

Консервативный подход к поиску клиентов сказался и на публичном облике пейджинговых компаний - во многих компаниях найти человека, который должен по своей должности общаться с прессой, оказалось весьма трудно. А вопрос о творческих и бизнес-планах вызывал у представителей операторов ступорное состояние - например, в компании "Радиопейдж" вообще заявили, что не работают над созданием какого-либо рыночного образа своей компании. В компании "Вессо-Линк" "Финансовым Известиям" рассказали, что частные клиенты составляют не очень большую долю абонентов - в основном работа идет с корпоративными клиентами, которым важна дешевизна, надежность и простота пейджинговой связи.
Провинциальная жизнь и глобальные перспективы

Радиостанции используют пейджер для одностороннего общения со слушателями, а банки раздают пейджеры своим курьерам. Также хорошими заказчиками являются городские коммунальные службы, "Скорая помощь", службы спасения.

Хоронить пейджинговую связь действительно рано. Она была почти убита тем, что российский телекоммуникационный рынок перешел на новую стадию. Но этому рынку еще далеко до состояния рынков западных стран, где на частного пользователя работают самые разные части общенациональной телекоммуникационной структуры, - например, в США и Европе очень популярны системы глобального позиционирования на местности (GPS), которые используют спутниковую связь. Пользователь такой системы с помощью GPS-устройства может "видеть" свой автомобиль на карте, получить быструю справку о пробках и городской инфраструктуре, вычислить оптимальный маршрут.

В России GPS-сервисы пока не развиты, однако именно пейджинговые компании могут занять эту нишу. Уже сейчас в Москве у пейджингового оператора можно оборудовать свой ноутбук или карманный компьютер специальной приставкой, которая стоит $40. К этой цифре нужно прибавить цену специального переходника, который стоит $10 (для разных компьютерных устройств нужны различные переходники), и абонентскую плату $7-10. В результате ваша машина будет оборудована системой навигации - на экран компьютера будут поступать справки о пробках на дорогах, дорожные карты и различная информация о городской инфраструктуре. Также можно подписаться на дайджест прессы, новостные ленты, справку о погоде, информацию о том, где можно сделать различные покупки. Конечно, всю эту информацию можно получать и через GPRS-сервисы сотовых компаний, однако пейджинговое решение будет дешевле.

Другая услуга, которая может стать популярной, в известном смысле тоже "паразитирует" на бизнесе сотовых компаний - пейджинговые службы предлагают возможность послать SMS-сообщение со стационарного телефона, просто начитав сообщение оператору. Это позволяет послать SMS тому, у кого сотового телефона нет, или просто сэкономить - за такую услугу с посылающего сообщение денег не возьмут.

Есть еще один рынок, на котором пейджинговая связь будет еще долго чувствовать себя вполне уместно, - это небольшие провинциальные города. Там сотовая связь пока еще не так развита - тарифы чаще всего из-за отсутствия серьезной конкуренции между операторами весьма высоки, а заработки людей относительно низки. Поэтому там еще долго пейджер будет частью образа мелкого бизнесмена - наряду с безразмерной клеенчатой сумкой. Именно поэтому выжившие московские пейджинговые компании с помощью покупки или сотрудничества с местными операторами создали несколько общенациональных пейджинговых сетей, рассчитанных на много передвигающихся мелких бизнесменов. Автору этих строк "повезло" как-то жить в квартире, номер телефона которой всего лишь на одну цифру отличался от номера операторской службы пейджинговой компании. Каждый вечер на автоответчике появлялось несколько десятков сообщений - из речевых акцентов абонентов можно было составить филологическую карту страны.

Источник: Известия