19.02.2004

Россияне стали покупать больше косметики



Российский рынок косметики развивается бурными темпами. В прошлом году его объем составил, по различным оценкам, от 4,6 до 5,2 млрд. долларов. Некоторые эксперты утверждают, что в 2003 году россияне купили на 20% больше косметики и парфюмерии, чем в 2002 году. Причины роста, по мнению аналитиков, объясняются улучшением качества продукции отечественных производителей и агрессивной рекламной и ценовой политикой западных компаний. Весной этого года ожидается принятие закона о технической регламентации парфюмерно-косметической продукции, который поставит преграду на пути "серой" косметики.

Тенденция роста
В 2003 году объем розничных продаж парфюмерии и косметики в России составил, по оценкам компании Euromonitor, 4,6 млрд. долларов, а рост рынка - 7,8%. Андрей Маслак, президент экспомедиагруппы «Старая крепость», не согласен с выводами зарубежных экспертов. По его данным, объем рынка в 2003 году достиг порядка 5,204 млрд. долларов, а рост составил как минимум 20%.

«Наши цифры отличаются от данных Euromonitor. Дело в том, что западные эксперты не верят в значительный потенциал роста российского рынка. Мы основывались на сведениях, предоставленных компаниями, работающими на рынке', - пояснил Маслак.

Например, рост объема продаж Procter & Gamble в России составил в прошлом году 50%, отечественный концерн «Калина» увеличил сбыт на 28,2%, Oriflame, Avon и Faberlic оценили рост по отдельным сегментам до 80%, а Shanel - в 23%. Для сравнения: рост французского рынка составил в 2003 году 1,6%, а продажи в Германии выросли на 2,2%.

Импортной косметики станет больше
Общее соотношение российской и импортной продукции на отечественном рынке, согласно оценкам «Старой крепости», в настоящее время составляет 47% и 53% соответственно и варьируется по отдельным регионам и секторам.

В частности, российские компании гораздо сильнее в секторе производства средств по уходу за кожей и средств гигиены, но значительно уступают в секторах парфюмерии и декоративной косметики. В секторе производства средств по уходу за волосами наблюдается равнозначное соотношение.

В дальнейшем эксперты прогнозируют увеличение доли импортной продукции на российском рынке. В 2003 году Oriflame и Avon уже заявили о том, что открывают производство в России. Общий объем инвестиций составит 70 млн. долларов, в настоящее время строятся заводы в подмосковных Красногорске и Наро-Фоминске.

Российская косметика стала лучше
За последние три года произошло существенное увеличение количества российских производителей и улучшение качества производимой ими продукции. «Мы прогнозировали, что доля российских марок на рынке будет уменьшаться, - рассказал ГАЗЕТЕ Андрей Маслак. - Однако этого не произошло. Заметно возросло качество упаковки, качество этикетки и, естественно, самой косметики, в том числе и декоративной. При этом более низкие цены позволяют не только успешно конкурировать с зарубежными аналогами, но и выходить на западные рынки - СНГ, ОАЭ, Индии, Саудовской Аравии, Непала, Пакистана. Недавно Faberlic открыл свое представительство во Франции».

По мнению экспертов, 2003 год стал во многом определяющим для дальнейшего развития всей отрасли. Российский рынок с полным правом можно назвать неотъемлемой частью мирового рынка. В российских магазинах представлена большая часть тех брендов, которые продаются в Европе: теперь россиянка может купить себе ту же продукцию, что и француженка, итальянка или немка.

Подделок все еще много
Количество подделок и «серой» косметики на прилавках тоже снижается, но не слишком заметно. По оценкам Российской парфюмерно-косметической ассоциации, на долю недоброкачественной парфюмерии приходится 30%, а косметики - 15-20%.

Причем в сетевых магазинах ('Арбат Престиж» и Marionnaud, «Л"Этуаль» и Sephora, Rivoli и Douglas) подделки встречаются крайне редко.

В последнее время получила заметное развитие система прямых продаж, существенно сократилась доля продаж на открытых рынках (в стоимостных показателях). По-прежнему невелики продажи через Интернет и салоны красоты. «Все контракты с сетями заключены по инициативе западных партнеров, которые понимали, что без российского партнера выйти на рынок будет проблематично, - отметил Андрей Маслак. - Мы надеемся, что это поможет сократить долю 'серого' рынка'.

Производители ответят за безопасность
Сейчас в России нормативно-правовое регулирование косметического рынка приводится в соответствие с международными стандартами. 15 марта заканчивается период публичного обсуждения проекта технического регламента по парфюмерной и косметической продукции. В документе четко прописаны требования к ингредиентному составу, клинические и токсикологические требования к готовой продукции, требования к упаковке и к инструкции, регламентируется содержание в косметике тяжелых металлов.

Вместо обязательной сертификации планируется ввести контроль за производством продукции. Впервые предусматривается полная ответственность производителя, дистрибьютора и импортера за безопасность продукции.

«Есть технический регламент, который должен обеспечить основные требования к безопасности продукции и требования к ее производству. Он носит обязательный характер, - рассказал ГАЗЕТЕ Владимир Салев, исполнительный директор Российской парфюмерно-косметической ассоциации. - Качество - это одно из конкурентных преимуществ поставщика или производителя. Например, если на рынок поставляется два вида продукции, безопасные и одинаковые по цене, лучше будет брать ту, которая более качественна».

Что нового
По прогнозам, к 2006 году мировой рынок этнической косметики составит около 2 млрд. долларов. Компании начнут производить не только средства для ухода за кожей и волосами, но и декоративную косметику для жителей разных уголков планеты.

В мире давно появились так называемые «потребители-кочевники». Люди не всегда живут там, где они родились. Многие россияне обосновались в Канаде, США, Чехии, бизнесмены просто часто ездят за рубеж.

В результате производители начинают предлагать косметику, которая снижает влияние на кожу стресса, вызванного частой сменой климатических поясов. Бизнесменам будут предлагаться разовые упаковки, например крем для бритья в капсулах. Дамам будет предлагаться тональный крем в герметичной упаковке, позволяющий наносить макияж на борту самолета.

Эксперты ждут появления на рынке специализированной косметики для людей старшего возраста (60-70 лет). Anti-age косметика - это суперувлажняющие кремы, регенеративный массаж и оральная косметика (косметика в форме таблеток и капсул, которая принимается внутрь и улучшает внешний вид). Для такой продукции будет разработана специальная упаковка, которую легко открывать, инструкции будут напечатаны увеличенными буквами.

Впрочем, по данным компании Datamonitor, европейская молодежь боится постареть, поэтому молодые люди с 20 лет начинают пользоваться средствами anti-age.

Производители приучат детей к брендам
Активно будет развиваться сектор косметики для детей и подростков. В России в 2003 году на покупку подобных средств было потрачено более 100 млн. долларов. Компании нацелены на этот рынок, поскольку хотят приучить к своим брендам юных покупателей. Для этого предпринимаются различные рекламные акции, например активно спонсируются студенческие и школьные мероприятия.

Полная демократизация
Продолжается демократизация элитных средств косметики: качественные бренды становятся доступны покупателям со средним достатком. Появляются так называемые «канонизированные бренды», олицетворяющие массовое потребление новых товаров.

Специалисты также называют знаковым моментом стремление массового покупателя приобрести эксклюзивный товар. Для этого крупные компании уже начинают предлагать услуги по подбору, например, отдушек для шампуней. Если покупателю не нравится запах, но нравятся остальные качества моющего средства, он может сделать заказ на добавление вишневой отдушки в шампунь. Ему индивидуально изготовят и привезут товар, причем цена не будет существенно выше. Производство косметики на заказ и подбор ароматов под конкретного человека вскоре будет поставлено на промышленные рельсы.

При этом стоит отметить, что в целом цены на массовую косметику выросли. «Это говорит о том, что вскоре исчезнет золотая середина, то есть покупателям будет предлагаться лишь массовая продукция, с одной стороны, и специализированные, престижные нишевые бренды - с другой», - считает Анна Дычева-Смирнова, вице-президент экспомедиагруппы «Старая крепость» по информации и международным связям.

Эксклюзивным маркам придется приспосабливаться
Продвижение косметической продукции в массы ведет к сокращению прибыли компаний, предлагающих эксклюзивные марки. Возможны два варианта развития событий: либо престижные марки косметики «люкс» умышленно станут малодоступными, либо выпустят продукцию средней и низкой ценовой категории, чтобы поддержать бренд.

Многие косметические средства в ближайшее время станут многофункциональными. Например, тональный крем будет содержать ингредиенты, препятствующие старению кожи и защищающие от солнечных лучей. Наряду с этим есть и другая тенденция - специализация косметических средств. В частности, может быть создан крем для большого пальца правой ноги.

Источник: Газета